Найти в Дзене
Полина Дышлова

Сущность и понятие «синтаксиса» в рамках изучения программы школьного курса русского языка

В лингвистике известно, что слово «синтаксис» образовано от греческого слова «syntaxis», что переводится – «порядок, построение». Необходимо отметить, что раздел синтаксиса разделяется на две части: учение о словосочетании и учение о предложении. Синтаксис рассматривает языковые явления по трем параметрам: по выражаемым смысловым отношениям, по строению или структурному аспекту, по характеристике цели высказывания, иначе говоря, коммуникативному аспекту. Преподавание раздела синтаксиса в рамках школьного курса имеет следующие цели: – через систематическое усвоение и понимание синтаксических понятий обогащать грамматический строй речи обучающихся с учетом норм русского литературного языка; – сформировать речевые умения и навыки школьников; способствовать формированию всех видов компетенций. Преподавание синтаксиса обучающимся определяется следующие задачи перед педагогом: – познакомить школьников с основными понятиями синтаксиса – словосочетанием, предложением, сложным синтаксическим це
Оглавление

В лингвистике известно, что слово «синтаксис» образовано от греческого слова «syntaxis», что переводится – «порядок, построение». Необходимо отметить, что раздел синтаксиса разделяется на две части: учение о словосочетании и учение о предложении. Синтаксис рассматривает языковые явления по трем параметрам: по выражаемым смысловым отношениям, по строению или структурному аспекту, по характеристике цели высказывания, иначе говоря, коммуникативному аспекту.

Преподавание раздела синтаксиса в рамках школьного курса имеет следующие цели:

– через систематическое усвоение и понимание синтаксических понятий обогащать грамматический строй речи обучающихся с учетом норм русского литературного языка;

– сформировать речевые умения и навыки школьников; способствовать формированию всех видов компетенций.

Преподавание синтаксиса обучающимся определяется следующие задачи перед педагогом:

– познакомить школьников с основными понятиями синтаксиса – словосочетанием, предложением, сложным синтаксическим целым и на этой основе обеспечить усвоение обучающимися знаний о синтаксисе в рамках школьного курса русского языка;

– совершенствовать речь обучающихся на основе усвоения синтаксических связей и отношений;

– формировать у обучающихся умение использовать синтаксические единицы в соответствии с коммуникативной установкой, развивать их речь;

– обогащать синтаксический строй речи обучающихся, научить их употреблять различные синтаксические конструкции, синтаксические синонимы;

– создать базу для успешного усвоения правил пунктуации.

В рамках школьного курса раздел «Синтаксис» в полном объеме изучается в 8-9 классах, тем не менее, многое уже известно обучающимся из начальной школы. В связи с этим, в школьном курсе русского языка изучение синтаксиса можно разделить на 2 этапа:

1 этап – предварительный или же пропедевтический, который длится с 5 по 7 класс. Школьникам предоставляются сведения о синтаксисе рядом с пунктуационными правилами, правилами постановки знаков препинания.
2 этап – систематический, что длится с 8 по 9 класс, в ходе которого обучающиеся узнают больше о словосочетаниях, грамматических значениях словосочетаний, о зависимых и главных членах предложения, о различных типах связей.

Как мы выяснили выше, основные единицы синтаксиса, которые традиционно изучаются в школьном курсе русского языка включают в себя следующие понятия:

Словосочетание – это свободное, непредикативное соединение двух или более знаменательных слов, которое строится на основе подчинительной связи. Словосочетание является сложным наименованием явлений объективной действительности, например, младшая сестра, восхищаться закатом, улыбаться постоянно.

Классификация словосочетаний может осуществляться по следующим параметрам:

– по степени соединенности компонентов словосочетания делятся на синтаксически свободные (членимые) и синтаксически несвободные (нечленимые, цельные);

по главному слову словосочетания делятся на: именные, местоименные, глагольные, наречные;

по типу подчинительной связи слов в словосочетании выделяются сочетания: со связью согласование, со связью управление, со связью примыкание.

по характеру семантических отношений между компонентами выделяются словосочетания: с атрибутивными или же определительными отношениями, с объектными отношениями и, конечно же, с обстоятельственными отношениями.

Предложение – основная синтаксическая единица языка, средство формирования, выражения и сообщения мысли, передачи эмоций и волеизъявлений.

Предложение представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. Простое предложение – основной структурный тип предложения. Простое предложение обладает одной предикативной (грамматической) основой. Сложное предложение – полипредикативная единица, так как состоит из двух или более предикативных частей.

Преподавание синтаксиса, как и других разделов школьного курса русского языка, строится на основе известных методов мышления, индукции и дедукции, включающих такие способы умственной деятельности, как анализ и синтез. Эти категории мышления определяют основные пути изучения синтаксических понятий и правил.

Чаще всего на уроках синтаксиса используется индуктивно-дедуктивный путь изучения материала: к раскрытию синтаксических понятий, правил построения словосочетаний и предложений, а также особенностей их употребления в разных сферах речи мы подводим, отталкиваясь от анализа конкретного языкового материала, поскольку сами эти понятия и правила являются продуктом абстрагирования и обобщения используемых в речевой практике конкретных словосочетаний и предложений.

Приемы и средства обучения синтаксису в школе общеизвестны: организуемые учителем (путем постановки вопросов и познавательных задач) наблюдения над языковым материалом; лингвистический эксперимент, опирающийся в свою очередь на такие приемы, сопоставление, противопоставление, соотносительный анализ, трансформация и др.; синтаксический разбор, осуществляемый на разных этапах изучения материала с разными целями и в разной форме (полный, частичный; устный, письменный; словесно выраженный или представленный графически и т. д.); определения, правила, термины, классификации (рассматриваемые в данном случае не только как компоненты содержания, но и как средства его изучения); наглядные пособия (схемы, таблицы, картины и т. д.); технические средства обучения (магнитофон, звуковые пособия – пластинки и т. д.) и др. Каждый из названных приемов и средств может быть использован и при объяснении нового материала, и при его закреплении в системе упражнений, и при проверке знаний, умений и навыков учащихся.

Залогом эффективности их применения является соответствие выбранного приема или средства характеру рассматриваемого явления и задаче его изучения на данном этапе.