Найти тему
Поговорим о Будущем

О «думательных» технологиях и мышлении

Мы продолжаем тему мышления, которая в общих чертах изложена ранее.

Об экономике знаний пишут, как об Экономике Будущего. Знание должно стать актуальным фактором производства. Функционирование такой экономики предполагает активизацию технологий коллективной мыслительной деятельности, которые уже используются в сферах образования и управления. Они постепенно завоёвывают свое «место под солнцем» и в других областях. Их можно также назвать «думательными». Они способны активизировать генерацию идей, общий ритм мыслительной деятельности всех участников, их рефлексию.

Об экономике знаний пишут, как об Экономике Будущего. Знание должно стать актуальным фактором производства. Функционирование такой экономики предполагает активизацию технологий коллективной мыслительной деятельности, которые уже используются в сферах образования и управления. Они постепенно завоёвывают свое «место под солнцем» и в других областях. Их можно также назвать «думательными». Они способны активизировать генерацию идей, общий ритм мыслительной деятельности всех участников, их рефлексию.

Алмаз мышления
Алмаз мышления

Сергей Переслегин назвал эти технологии тепловыми социальными двигателями. Например, все слышали о мозговом штурме. Наверняка вы даже в нём и участвовали. Потом появились шарашки, «фабрики мысли» и «думающие танки». Это новые формы коллективной мыслительной деятельности.

Потом появились Организационно-Деятельностные Игры. Они способны проявить хорошую генерацию мыслительной деятельности, но требуют серьезных моральных издержек. Это всё технологии ХХ века.

И уже в начале XXI века появился сначала Знаниевый реактор, а затем – Знаниевая центрифуга. Остановимся на их возможностях.

Знаниевый реактор – это технология коллективной мыслительной деятельности, так называемая человеко-машинная система. Она предназначена для генерации новых смыслов и новых информационных потоков, которые в дальнейшем подлежат распаковке, утилизации и другим видам обработки информации. Знаниевый реактор эффективно используется для прогностических исследований, в том числе в сфере разработки сценариев развития. Численность участников знаниевого реактора составляет от двенадцати человек и выше. Авторами технологии являются Елена Борисовна и Сергей Борисович Переслегины.
Знаниевая центрифуга – это ещё одна технология коллективной мыслительной деятельности. Это тоже человеко-машинная система. Она предназначена для решения широкого круга задач по генерации и обработке информации, а также организационно-управленческих, образовательных задач и задач бизнес-консультирования. Как и знаниевый реактор, знаниевая центрифуга успешно зарекомендовала себя и в прогностических исследованиях. Количественный состав участников знаниевой центрифуги насчитывает от трёх до десяти человек. Автором технологии является Арапов Сергей Васильевич.

Знаниевые технологии работают с мышлением

Именно в этом заключается их основное отличие от тренингов. Тренинги дают навыки. Знаниевые технологии дают иное мышление и необходимый мыслительный формат. Однако чаще всего, ни коммерческие организации, ни образовательные учреждения не занимаются развитием мышления тех, кого обучают.

Причины такого отношения у двух организаций к когнитивной деятельности разные.

У коммерческих организаций это связано с определёнными опасениями. Они очень просты: мы подготовим специалиста, обучим технологиям коллективной мыслительной деятельности (кстати, технологии могут быть и закрытыми секретами производства), а работник уволится и усилит риски либо раскрытия закрытой информации, либо станет конкурентом на рынке, создав свой бизнес.

Как видим, позиция коммерческих организаций вполне понятна. Правда, решения по преодолению подобных рисков есть, и они позволяют смело и широко внедрять в своих структурах «думательные технологии».

Что же касается образовательных учреждений, то они «обречены» работать с мышлением учеников и студентов.

Работа с мышлением требует регулярности и постоянства. Необходимо формировать ячейки для конкретных дисциплин, в том числе с помощью знаниевых технологий. Именно они способны организовать мышление таким образом, чтобы оно могло оперировать большим массивом знаний и обобщать их. А это и возможно, и необходимо!

#наука #мышление #общество #экономика #знание #будущее #развитие

-2