На прошлой неделе поучаствовала в дискуссии о капитализме, какой он огромный, отчуждающий и порабощающий. Капитализм сросся с нашими мозгами, и представить мир вне капитализма не получается.
Понравилась мысль, что капитализм – это триумф операционки.
Проснулся – сразу попадаешь в Процесс.
Чистка зубов, вызов такси, проект на работе, посещение врача.
Каждой минутой жизни мы во что-то встроены. Как правило процессы сконструированы кем-то, и сшиты они между собой совершенно бесшовно, беззазорно.
Зашел в кафе – пошел по кафешному процессу. Вышел из кафе – идешь по транспортному процесс. Зашел в офис – турникет пропускает, лифт едет. По инструкции.
Процессы пригнаны так плотно, что вывалится из них практически невозоможно.
————-
А ведь еще в 19 веке жизнь города представляла собой нагромождение неупорядоченного хаоса. Индустриальные процессы работали лишь в некоторых ограниченных сферах жизни, а между ними слонялся прекрасный персонаж под названием фланёр.
«Каких только странностей не встретишь в большом городе, если умеешь бродить и смотреть!”
писал главный фланер Парижа Бодлер.
“Понятие несёт в себе богатый ассоциативный ряд: это и человек, пытающийся получить удовольствие, и бездельник, и городской эксперт, и просто ценитель уличной жизни”.
Википедия о фланере.
Википедия упускает, что для качественного фланерства надо было еще красиво приодеться и не стесняться говорить случайностям “да”.
Вот пример из “Парижского сплина” Бодлера. Девушка с низкой социальной ответственностью умоляет героя зайти к ней, принимая за врача:
“Я страстно люблю тайны, потому что всегда надеюсь их разгадать. Итак, я покорился за своей новой знакомой, а вернее, за этой неожиданной загадкой”.
Загадочным герою кажется преклонение девушки перед врачами. Она делится:
“Но веришь ли, есть у меня одно чудное желание, которое я не смею никому высказать! Мне бы хотелось, чтобы он навестил меня с чемоданчиком и в халате и даже, чтобы на халате было немного крови!”
Объяснение этому странному фетишу не находится, но герой в восторге и отвращении. Фланирование удалось.
—————-
Сегодня, вероятно, за фланирование может сойти интернет-серфинг, но и его вот-вот заместит думскроллинг, а там точно победил Процесс.
Фланер – это социальный палео-типаж. По манере его поведения можно реконструировать допроцессные, докапиталистические мозги!
Выбраться из капиталистической прошивки как будто невозможно, но можно принарядиться, выйти на бульвар медленной походкой и поиграть во flâneur.
А вдруг, а вдруг.