Найти тему
LOM

Стражи золота: драконы и змеи в мифах разных народов

Оглавление

Анастасия Кучеренко, филолог-компаративист

В древнейших памятниках народов Евразии мы находим гигантских змееподобных чудовищ: змеев, драконов, гидр, виверн. В эпических произведениях нередко встречаются истории, где дракон охраняет сокровища, а доблестный воин приходит его победить.

Так зачем дракон сторожит золото?

Давайте разберёмся.

Дракон Смауг. Современная иллюстрация к роману Дж.Р.Р. Толкина «Хоббит»
Дракон Смауг. Современная иллюстрация к роману Дж.Р.Р. Толкина «Хоббит»

Слово дракон имеет интересное происхождение. Древнегреческий δράκων переводится как «змея, змей», но если углубиться в этимологию, возникает один неожиданный поворот. Изначально, само слово связано с древнегреческим глаголом δέρκομαι «видеть, я вижу», который использовался в текстах в контексте «смотреть ясным взглядом», описывая героя, обладающего сверхъестественным зрением. А ведь дракон часто показан с зоркими, янтарными очами, из которых буквально льется пламя.

Роскошное украшение эпохи викингов — шейная цепь с головами драконов. Реконструкция LOM
Роскошное украшение эпохи викингов — шейная цепь с головами драконов. Реконструкция LOM

С какими животными ассоциируется дракон, и откуда он появился?

Для древнего человека главным вдохновением для создания образа являлся его окружающий мир, природные явления, флора и фауна. Дракон – зооморфный собирательный образ, как древнегреческие кентавры или египетские сфинксы. Он имеет вид и свойства минимум двух животных (змея + птица, крокодил, ящер или даже лев). География распространения образа также поражает воображение, но берет он свое начало, предположительно, в культуре Древнего Ближнего Востока.

Например, в индийской «Ригведе» (1700—1100 гг. до нашей эры) змееобразного демона Вритру побеждает бог Индра, тем самым положив конец всемирному хаосу.

Индра в образе орла убивает змея Вритру. Горельеф храма Хойсалешвара. XII-XIV века
Индра в образе орла убивает змея Вритру. Горельеф храма Хойсалешвара. XII-XIV века

А в шумеро-аккадской мифологии мы находим Тиамат – семиглавое чудовище-дракон, обитающее в соленых водах первобытного океана. Тиамат является олицетворением Океана-Хаоса, из которого появилось все, в том числе и боги. Как гласят клинописи, ее убивает Мардук (верховное божество) и создает из ее тела небо и землю.

Оттиск печати новоассирийского времени, предположительно изображающий сцену убийства Тиамат. IX-VIII века до нашей эры
Оттиск печати новоассирийского времени, предположительно изображающий сцену убийства Тиамат. IX-VIII века до нашей эры

В китайской мифологии мы встречаемся с драконом, переживающим несколько этапов становления сразу во всех четырех стихиях. Согласно легендам, Змей появляется из вод и охраняет землю, но прожив сотню лет он превращается в крылатое существо, подчиняя себе еще одну стихию – воздух.

Именно такое воплощение считается высшем в иерархии, так как теперь дракон подчиняет себе все четыре стихии. Он – олицетворение духовной силы и мудрости и поэтому является покровителем дома императора и царем животных.

Нефритовые драконы из эпох «Сражающихся Царств» (V-III век до нашей эры) и «Хань» (II век до нашей эры - II век)
Нефритовые драконы из эпох «Сражающихся Царств» (V-III век до нашей эры) и «Хань» (II век до нашей эры - II век)

Греческая мифология также полна змееобразными персонажами. Вспомним хотя бы многоголовую Лернейскую гидру, которую должен был убить Геракл в одном из своих 12 подвигов. Ее дыхание уничтожало все вокруг, а победить ее можно было лишь отрезав правильную «смертную» голову (все остальные считались бессмертными).

Второй подвиг Геракла. Аттическая амфора второй половины VI века до нашей эры
Второй подвиг Геракла. Аттическая амфора второй половины VI века до нашей эры

Змеевидные многоголовые персонажи встречаются и в еврейской мифологии. Самое известное морское чудовище Левиафан присутствует как в Библии, так и в разных эпических произведениях народов Ближнего Востока.

Уничтожение Левиафана. Гравюра Гюстава Доре, 1865 год
Уничтожение Левиафана. Гравюра Гюстава Доре, 1865 год

Он живет в морской пучине, и на Страшном Суде будет призван богом, чтобы пожирать грешников.

Деталь тимпана собора Сен-Фуа в Конке. Франция, XII век
Деталь тимпана собора Сен-Фуа в Конке. Франция, XII век

В сознании древних скандинавов дракон является неотъемлемой частью мироустройства, ведь корни Мирового Древа Иггдрасиль грызёт дракон Нидхёгг (др-сканд. Níðhǫggr), а бог Тор и дракон Йормунганд (др-сканд. Jörmungandr) уничтожают друг друга в жестокой схватке во время финальной битвы богов и чудовищ Рагнарёка.

Тор пытается поймать Мирового Змея, (исландский манускрипт XVII века)
Тор пытается поймать Мирового Змея, (исландский манускрипт XVII века)

В германо-скандинавских источниках мы наблюдаем большой корпус историй, в которых дракон представляется как хранитель несметных сокровищ, часто спрятанных под горой или в глубоком ущелье. Древние германцы считали, что сокровища, охраняемые драконом, принадлежат богам, а значит должны быть тщательно сокрыты от людей, чтобы те не чтили себя равными богам.

Фафнир, стерегущий золото — Артур Рэкем (1867–1939)
Фафнир, стерегущий золото — Артур Рэкем (1867–1939)

Этот сюжет связывают со скандинавской легендой о проклятом сокровище и двух карликах, которая также описана в средневековой эпической поэме «Песнь о Нибелунгах». Карлик Андвари заколдовал золото нибелунгов, древнего рода карликов, в качестве мести за убитого асами Отра, сына колдуна Хрейндмара.

Но убийства на этом не закончились. Хрейндмар, зная о проклятии, захотел обладать великими богатствами небелунгов. Из собственной алчности он не поделился со своими детьми, Фафниром и Регином, и ночью Фафнир убил отца. Не поделившись с братом, он спрятал золото в недрах горы, сам обернулся драконом и стал их сторожить. Прошло время, и преданный Фафниром Регин воспитал героя Сиггурда, который отправился в пещеры дракона и забрать золото.

Привеска с мифологическим сюжетом – герой Сигурд убивает дракона Фафнира. Скандинавия, X век. Реконструкция LOM
Привеска с мифологическим сюжетом – герой Сигурд убивает дракона Фафнира. Скандинавия, X век. Реконструкция LOM

Сюжетная формула герой побеждает дракона также присутствует в греческий, хеттских, кельтских и даже армянских легендах. И везде настоящая сущность персонажа-дракона не раскрыта полностью, что оставляет поле для интерпретаций.

Смертный бой со змеем трехглавым (фрагмент). Борис Зворыкин. Москва, ГИМ. 1916 год
Смертный бой со змеем трехглавым (фрагмент). Борис Зворыкин. Москва, ГИМ. 1916 год

В русской традиции змей зачастую существо многоголовое. Их число может варьироваться от 3 до 12, тем самым преумножая силу (ведь каждая голова, в теории, выступает и как отдельная личность, и как часть единого тела).

Как и в восточном фольклоре, на Руси змея связывали с несколькими стихиями. Будь то Змей черноморский, который вызывает шторм и ураган, или известный нам из былин и сказок Змей-Горыныч, многогранный характер образа в очередной раз показывает, что змей является частью окружающей нас природы.

Имя нашего «русского дракона» имеет корень гор, тем еще раз отсылая нас к мотиву дракона-охранника золота. Змей-дракон может столетиями спать в сердце горы, пока кто-нибудь не нарушит его покой, и тогда случится великий поединок человека со сверхъестественным созданием.

Этого восточного, даже ориентального дракона мы взяли с костяной накладки XIV века, найденной в Новгороде. Реконструкция LOM
Этого восточного, даже ориентального дракона мы взяли с костяной накладки XIV века, найденной в Новгороде. Реконструкция LOM

Дракон – не просто очередная цель для героя-воина. По одной из версий, за счет золота драконья чешуя становится прочнее, и тем самым его становится труднее победить. По другой, поход за золотом дракона является своеобразным испытанием совести и силы героя. Таким образом, убивая дракона, герой не только демонстрирует свою непобедимость, но и получает награду в виде золота, оставаясь при этом наедине с решением, как им распоряжаться. Но это уже совсем другая история…

Источники:

1. Афанасьев А. Н. Гроза, ветры и радуга // Древо жизни: Избранные статьи / Подготовка текста и коммент. Ю. М. Медведева, вступит. статья Б. П. Кирдана. — М.: Современник, 1982. — 464 с. — (Б-ка «Любителям российской словесности»)

2. Сталинская Е.П. — Дракон Востока и Запада. Особенности восприятия и интерпретации образа // Культура и искусство. – 2022. – No 5. DOI: 10.7256/2454-0625.2022.5.38079 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php

3. Шарикова Л.А. – Гетерогенность образа-символа дракона в германском мифомире // Сибирский филологический журнал. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geterogennost-obraza-simvola-drakona-v-germanskom-mifomire (дата обращения: 01.09.2024).

4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – 1949. Москва.

5. Старшая Эдда. Прорицание вёлвы

6. George AR. Sennacherib and the Tablet of Destinies. *Iraq*. 1986; 48:133-146. doi:10.2307/4200258

7. Watkins C. How to Kill a Dragon: Aspects of Indo-European Poetics. N.Y.; Oxford: Oxford University Press, 1995. (Очень рекомендую к прочтению, кто интересуется сравнительной исторической поэтикой!!!)

8. Palmer, Abram Smythe. Babylonian influence on the Bible and popular beliefs : «Tĕhôm and Tiâmat», «Hades and Satan» a comparative study of Genesis I. 2. — London, 1897.

https://lom-history.ru/

LOM – исторические украшения и образ жизни