Анастасия Кучеренко, филолог-компаративист
В древнейших памятниках народов Евразии мы находим гигантских змееподобных чудовищ: змеев, драконов, гидр, виверн. В эпических произведениях нередко встречаются истории, где дракон охраняет сокровища, а доблестный воин приходит его победить.
Так зачем дракон сторожит золото?
Давайте разберёмся.
Слово дракон имеет интересное происхождение. Древнегреческий δράκων переводится как «змея, змей», но если углубиться в этимологию, возникает один неожиданный поворот. Изначально, само слово связано с древнегреческим глаголом δέρκομαι «видеть, я вижу», который использовался в текстах в контексте «смотреть ясным взглядом», описывая героя, обладающего сверхъестественным зрением. А ведь дракон часто показан с зоркими, янтарными очами, из которых буквально льется пламя.
С какими животными ассоциируется дракон, и откуда он появился?
Для древнего человека главным вдохновением для создания образа являлся его окружающий мир, природные явления, флора и фауна. Дракон – зооморфный собирательный образ, как древнегреческие кентавры или египетские сфинксы. Он имеет вид и свойства минимум двух животных (змея + птица, крокодил, ящер или даже лев). География распространения образа также поражает воображение, но берет он свое начало, предположительно, в культуре Древнего Ближнего Востока.
Например, в индийской «Ригведе» (1700—1100 гг. до нашей эры) змееобразного демона Вритру побеждает бог Индра, тем самым положив конец всемирному хаосу.
А в шумеро-аккадской мифологии мы находим Тиамат – семиглавое чудовище-дракон, обитающее в соленых водах первобытного океана. Тиамат является олицетворением Океана-Хаоса, из которого появилось все, в том числе и боги. Как гласят клинописи, ее убивает Мардук (верховное божество) и создает из ее тела небо и землю.
В китайской мифологии мы встречаемся с драконом, переживающим несколько этапов становления сразу во всех четырех стихиях. Согласно легендам, Змей появляется из вод и охраняет землю, но прожив сотню лет он превращается в крылатое существо, подчиняя себе еще одну стихию – воздух.
Именно такое воплощение считается высшем в иерархии, так как теперь дракон подчиняет себе все четыре стихии. Он – олицетворение духовной силы и мудрости и поэтому является покровителем дома императора и царем животных.
Греческая мифология также полна змееобразными персонажами. Вспомним хотя бы многоголовую Лернейскую гидру, которую должен был убить Геракл в одном из своих 12 подвигов. Ее дыхание уничтожало все вокруг, а победить ее можно было лишь отрезав правильную «смертную» голову (все остальные считались бессмертными).
Змеевидные многоголовые персонажи встречаются и в еврейской мифологии. Самое известное морское чудовище Левиафан присутствует как в Библии, так и в разных эпических произведениях народов Ближнего Востока.
Он живет в морской пучине, и на Страшном Суде будет призван богом, чтобы пожирать грешников.
В сознании древних скандинавов дракон является неотъемлемой частью мироустройства, ведь корни Мирового Древа Иггдрасиль грызёт дракон Нидхёгг (др-сканд. Níðhǫggr), а бог Тор и дракон Йормунганд (др-сканд. Jörmungandr) уничтожают друг друга в жестокой схватке во время финальной битвы богов и чудовищ Рагнарёка.
В германо-скандинавских источниках мы наблюдаем большой корпус историй, в которых дракон представляется как хранитель несметных сокровищ, часто спрятанных под горой или в глубоком ущелье. Древние германцы считали, что сокровища, охраняемые драконом, принадлежат богам, а значит должны быть тщательно сокрыты от людей, чтобы те не чтили себя равными богам.
Этот сюжет связывают со скандинавской легендой о проклятом сокровище и двух карликах, которая также описана в средневековой эпической поэме «Песнь о Нибелунгах». Карлик Андвари заколдовал золото нибелунгов, древнего рода карликов, в качестве мести за убитого асами Отра, сына колдуна Хрейндмара.
Но убийства на этом не закончились. Хрейндмар, зная о проклятии, захотел обладать великими богатствами небелунгов. Из собственной алчности он не поделился со своими детьми, Фафниром и Регином, и ночью Фафнир убил отца. Не поделившись с братом, он спрятал золото в недрах горы, сам обернулся драконом и стал их сторожить. Прошло время, и преданный Фафниром Регин воспитал героя Сиггурда, который отправился в пещеры дракона и забрать золото.
Сюжетная формула герой побеждает дракона также присутствует в греческий, хеттских, кельтских и даже армянских легендах. И везде настоящая сущность персонажа-дракона не раскрыта полностью, что оставляет поле для интерпретаций.
В русской традиции змей зачастую существо многоголовое. Их число может варьироваться от 3 до 12, тем самым преумножая силу (ведь каждая голова, в теории, выступает и как отдельная личность, и как часть единого тела).
Как и в восточном фольклоре, на Руси змея связывали с несколькими стихиями. Будь то Змей черноморский, который вызывает шторм и ураган, или известный нам из былин и сказок Змей-Горыныч, многогранный характер образа в очередной раз показывает, что змей является частью окружающей нас природы.
Имя нашего «русского дракона» имеет корень гор, тем еще раз отсылая нас к мотиву дракона-охранника золота. Змей-дракон может столетиями спать в сердце горы, пока кто-нибудь не нарушит его покой, и тогда случится великий поединок человека со сверхъестественным созданием.
Дракон – не просто очередная цель для героя-воина. По одной из версий, за счет золота драконья чешуя становится прочнее, и тем самым его становится труднее победить. По другой, поход за золотом дракона является своеобразным испытанием совести и силы героя. Таким образом, убивая дракона, герой не только демонстрирует свою непобедимость, но и получает награду в виде золота, оставаясь при этом наедине с решением, как им распоряжаться. Но это уже совсем другая история…
Источники:
1. Афанасьев А. Н. Гроза, ветры и радуга // Древо жизни: Избранные статьи / Подготовка текста и коммент. Ю. М. Медведева, вступит. статья Б. П. Кирдана. — М.: Современник, 1982. — 464 с. — (Б-ка «Любителям российской словесности»)
2. Сталинская Е.П. — Дракон Востока и Запада. Особенности восприятия и интерпретации образа // Культура и искусство. – 2022. – No 5. DOI: 10.7256/2454-0625.2022.5.38079 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php
3. Шарикова Л.А. – Гетерогенность образа-символа дракона в германском мифомире // Сибирский филологический журнал. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geterogennost-obraza-simvola-drakona-v-germanskom-mifomire (дата обращения: 01.09.2024).
4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – 1949. Москва.
5. Старшая Эдда. Прорицание вёлвы
6. George AR. Sennacherib and the Tablet of Destinies. *Iraq*. 1986; 48:133-146. doi:10.2307/4200258
7. Watkins C. How to Kill a Dragon: Aspects of Indo-European Poetics. N.Y.; Oxford: Oxford University Press, 1995. (Очень рекомендую к прочтению, кто интересуется сравнительной исторической поэтикой!!!)
8. Palmer, Abram Smythe. Babylonian influence on the Bible and popular beliefs : «Tĕhôm and Tiâmat», «Hades and Satan» a comparative study of Genesis I. 2. — London, 1897.
•
LOM – исторические украшения и образ жизни