Старые люди ценят дисциплину и закон, молодые свободу и безответственность. Такой вот есть затык в отношении молодых и старых. Молодежь всегда бунтует, старики призывают к умеренности.
Сегодня идёт просто война какая-то на этом поприще. Кто-то ратует за чайлдфри, свободу гендерного самоопределения чуть-ли не с детского сада и прочие "свободы". А другие люди наоборот, за дисциплину, нормы общества, которые стоят выше личных свобод и диктатуру закона.
Отличный пример, как работает "свобода" и "не свобода" есть в таких развитых странах, как Британия или США. Странах, где "свобода для народа" присутствует в полной мере с точки зрения либерально настроенных людей. Стоит посмотреть, к чему это привело (решетки в школах, бардак в плане обучения, провальные результаты в плане преподавания математических и естественно-научных дисциплин) с течением времени. Тупость среднего американца стала мемом.
Но есть крайне неплохие результаты работы банковского, промышленного и торгового секторов этих стран, что наводит на некоторые размышления. Получается, что есть фактор, который даже на фоне деградации моральной и умственной не дает ни США, ни Британии опуститься в различных мировых рейтингах.
Основным фактором, который обеспечивает развитие экономики, "планирование в долгую", финансовую стабильность - качество элиты. Есть конечно ряд публичных клоунов, лиц над которыми смеются и в которых тыкают пальцем. Но надо понимать, что это "обложка". К настоящей элите, которая занимается работой в министерствах и ведомствах, руководит всеми значимыми направлениями жизни и прочим эти люди практически никогда не имеют отношения.
Прямо говоря, "свободный запад" - это по сути кастовое общество, где есть народ и есть элита. И оба этих слоя общества не пересекаются. Никак. Даже школы для обычных детей из народа и школы для элиты различаются. При этом, попасть в элитную школу (в Британии кстати, они называются Публичные школы) обычный ребенок не может в принципе. Это возможно только для детей крайне богатых людей. И то, если согласятся принять.
Обучение же в этих заведениях построено совершенно на иных принципах, нежели в обычных учебных заведениях. Крайне суровый, аскетичный быт, который больше напоминает казарму дисциплинарной части в армии, чем учебное заведение. Крайне простая и скромная еда. Лишения, даже на бытовом уровне (холодно в помещениях, вода только холодная в том числе и для мытья и прочее). Железная дисциплина, которая подкрепляется не только школьной "дедовщиной" (в уставах таких Школ, как правило прописано, что ученик младшего класса должен беспрекословно подчиняться любому, кто его старше по классу, возрасту или должности), но и в том числе телесными наказаниями.
Развлечения в жизни таких детей естественно присутствуют, но в крайне ограниченном количестве и только в составе группы лиц. Скажем различные спортивные игры и соревнования. Этим воспитывается характер, умение быть дисциплинированным и командный дух. Этакая своеобразная кастовость, не таковость, даже можно сказать избранность.
Эти дети не сидят сутками в телефонах, не гуляют по вечеринкам и т.д. Нет. У них день расписан по минутам, свободное время тоже есть, пара-тройка часов в воскресенье например. Всё остальное время расписано и используется так, чтобы ребенок вынес из школы максимально твердый характер, отличного качества систему знаний и умение, как работать в коллективе, так и руководить им.
Помимо этого, проживание в такого рода учебных заведениях осуществляется в полном отрыве от родителей и близких.
Однако. Результат. Стоит того.
Итон, Винчестер, Регби и Гарвард. Самые престижные школы Британии. Каждая имеет свою школьную форму, цвета и прочие атрибуты. При этом, те, кто проходит обучение в различных школах, прекрасно знают у кого какие "цвета" и атрибуты. А соответственно, когда эти молодые люди вступают во взрослую жизнь, то скажем при поиске работы, одетый таким человеком галстук из Итона или Гарварда дает ему безоговорочное преимущество перед любыми другими кандидатами. Если конечно решение будет принимать человек, который тоже когда-то носил такого рода галстук. А в Британии - это скорее норма. На всех серьезных руководящих должностях сидят ка краз выпускники таких вот заведений и именно они решают кого брать, а кого нет, кого тащить, а кого "не пущать".
У нас в России, тоже есть похожая кастовость. Она распространяется например на людей, которые проходили обучение в суворовских или нахимовских училищах. Даже будучи офицером, такой человек с высокой долей вероятности будет носить на внутренней стороне кителя погон от суворовской формы. При этом, надо признать, что такие люди просто "чуют" друг друга.
Реально, они могут быть не знакомы, учиться в разные года и в разных училищах, но причастность к системе суворовского (нахимовского) братства у них на уровне коленного рефлекса. Что-то, что они отличают просто с первого взгляда. И эти люди помогают друг другу. Где-то словом, где-то делом, да любым способом. Потому что они оттуда. По сути - это закрытая каста людей, которые воспитывались для службы государству и народу. А взаимопомощь и взаимовыручка у них привиты годами проживания в казармах, когда ты учишься, ешь, спишь и т.д. с такими же как и ты. Это поверьте сплачивает.
Я не знаю, хорошо или плохо выращивать такого рода элиту, так как с одной стороны получается крайне устойчивый результат, который ощутимо выше среднего, а с другой яркие и самобытные таланты, просто в силу происхождения не могут попасть ни в какие коридоры власти. У нас всё таки у простых людей шансы есть, хоть и будем честны, не великие.
Но однозначно могу сказать другое. Человек, который умеет жить в суровых условиях, физически развит, дисциплинирован, коммуникабелен и широко образован - этот человек имеет куда как большие шансы на успех в жизни, нежели тот, кто этих качеств лишен.
При прочих равных, он практически всегда выиграет конкурентную борьбу у человека, который целенаправленно не воспитывал в себе такого рода качества.
Вот такая не радостная статья. Просто, как наблюдение.