Найти тему
Ворона о моде

Альбом Агаты Кристи "Ураган" - трагичная история моряка, попавшего после смерти в космос

Оглавление

Авторская теория о сюжетности песен

Обложка альбома от студии дизайнера Артемия Лебедева (отсылка на оригинал в телевизоре)
Обложка альбома от студии дизайнера Артемия Лебедева (отсылка на оригинал в телевизоре)

Как все мы знаем, "Агата Кристи" была группой с очень непростой судьбой. Отражение одних из самых тяжелых ее времен появилось в альбоме 1996 года. Надрыв, агония, обреченность, упущенная возможность любви, бой за жизнь до самого последнего момента - все это описывает одно большое собрание из 12 песен.

"Ураган" является моим самым любимым альбомом у группы, поэтому я просто не могла оставить его без внимания. Мысли о сюжетности возникли, когда образы из одной композиции начали плавно перетекать в другую - при прослушивании можно заметить, что некоторые слова переходят от песни к песне, таким образом составляя единое целое. И сейчас мы попробуем разобраться, как мог бы быть выстроен сюжет в данном альбоме.

1.Серое небо

-2

Начинается альбом с лирики. Единственный использованный инструмент в песне - пианино, что уже значительно отличается от остальных песен Агаты. Это тихая грусть по ушедшим беззаботным временам, которые больше не вернуть:

"Улетела сказка вместе с детством,..."

"Нет, теперь не то небо,
Когда можно было просто улыбаться."

"Если видеть небо серым
И не вспоминать,
Что небо, небо было голубым."

При этом у лирического героя есть миссия - он должен идти на жертвы против своей воли, чтобы получить мир, который так желает:

"Если сделать всё, что надо и не вспоминать..."

"А надо и кого-то любить,
И надо жить после того,
И снова, снова, снова убивать."

Однако, герой верит в лучшее и неустанно повторяет, что серым небо будет потом и все душевные муки когда-нибудь закончатся.

2.Моряк

-3

В данной песне образ лирического героя раскрывается - бывалый моряк, прознавший о суровых реалиях жизни. Получить можно всё - авторитет, блага, обожание женщин - лишь бы было чем платить. Автор песни спрашивает о причине его грусти, он пытается его подбодрить и предлагает отвлечься при помощи алкоголя и табака и не только:

"Моряк, моряк, почему ты грустишь?
Возьми папиросу, хлопни винца
И песенку спой про сундук мертвеца!"

И автору это удается - моряк поддается искушениям и забывает о насущных проблемах:

"Но в эту ночь он не один.
До гроба пьян и вдрызг любим"

Однако одновременно с этим идёт и напоминание - погибель всё равно когда-нибудь его настигнет, от судьбы не убежать:

"Куда бы не уплыл моряк,
От смерти не уплыть ему."

А пока можно, он продолжает веселиться.

3.Поход

-4

Моряк и его однослуживцы решают отправиться в небольшое путешествие с целью продолжить вечернее празднество. Они погружены в мысли о том, как наконец-то встретятся с морскими нимфами, которые точно не оставят их без внимания:

"Где течет река, русалки строят глазки,
Там, наверняка, мы умрем от ласки."

А после снова продолжут свои шатания.

4.Аусвайс на небо

-5

У Агаты Кристи в репертуаре достаточно много песен, имеющих в своих названиях немецкие слова, и данная тоже не стала исключением. Слово Ausweis переводится как пропуск, таким образом, в русском варианте песня будет звучать не иначе как "пропуск на небо".

После прогулки моряк засыпает и видит сон про ангелов и демонов. Лирический герой просит высшие силы позволить ему наконец-то получить свой долгожданный покой на небесах:

"Явился мне в печальном сне
Крылатый Серафим.
И я во сне сказал ему:
Летим, летим, летим.

Я знаю, есть и ждет меня
Желанный мой причал.
Даруй мне путь, скажи пароль,
Я так о нем мечтал!"

Серафим отвечает ему, что для получения пропуска ему нужно победить адских созданий во главе с Сатаной:

"Идет войной на тех, кто чист
Проклятый Сатана."

"Давай картечью демонов
Размажем по стене."

Вероятно, под демонами имелись в виду морские противники, а под Сатаной - вражеский лидер.

Героя ждет трудный морской бой.

5.Грязь

-6

Разворачиваются активные действия на поле сражения. Простой моряк превращается в капитана. Ветер свистит в ушах, напряжение на пределе. Он постоянно рискует быть сброшенным в воду бушующих волн с величественного корабля, который стремительно несется вперед, поднимая свой нос с каждый разом все выше:

"Ты готовишься упасть,
Набирая высоту.
За высотою - высоту."

За этим последовало предсказанное падение. Однако герой ни на секунду не сдается, он готов падать в воду снова и снова, пока наконец-то не одержит победу:

"Кровью брызгая из глаз,
В муке искривляя рот,
Ты в первый раз целуешь грязь,
Набирая оборот.
За оборотом - оборот."

Но ситуация лишь усугубляется.

6.Ураган

-7

Пик сражения. Поднимается шторм, говорящий о неизбежной гибели. Главный герой понимает итог битвы, он боится гнева стихии, но сражается несмотря ни на что. Перед кончиной он заранее прощается с матерью:

"Поцелуй меня, я умираю
Только очень осторожно, мама.
Не смотри в глаза, мертвые глаза
Урагана."

Главный герой снова вспоминает о сказке и признает, что силы для сражения он получил после послания с небес:

"Звезды подарили мне на счастье
Силу океана, сердце мертвеца."

Но он понимает, что ждут его не небеса и сказка давно закончилась:

"Дорога в ад, пой ветер нам!
Гори душа!"

"Нету больше сказки, мама."

7.Два корабля

-8

Бой окончен. Капитан оказывается за бортом, получив серьезные ранения:

"Умирает капитан и уходит в океан,
Оставляя за собой розовую нить."

Два судна остаются без хозяина. Их дальнейшая судьба на водных просторах не определена:

"И не ясно, что им делать: или плыть, или тонуть."

Также непонятно, можно ли всё-таки капитану спастись, ведь куда бы он не поплыл, его ждала мучительная смерть. О пропуске на небо не было и речи:

"...слева - мертвая земля,
Справа - синяя змея, а прямо не пройти."

А смысла существовать не появляется.

8.Корвет уходит в небеса

-9

Вокруг капитана не осталось ни одного живого человека:

"Мы плывем среди деревьев, никого живого нет,
Только волны воют нам в ответ."

"Духи" суден отправляются далеко за горизонт. Здесь сказка приобретает уже жуткий характер. Герою не верится, что все события вокруг реальны, что это не тот самый вещий сон, который он видел ранее:

"Корвет уходит в небеса.
Здесь так волшебно и опасно.
Во сне, но из другого сна,
Во сне у сумасшедшей сказки."

Вследствие этого тонущий постепенно начинает сходить с ума - он хочет окончить свои муки самостоятельно:

"Капитан рычит проклятья: "Тысяча чертей!"
И зубами отрывает голову с плечей.
Голова упала в небо, небо в голову дало,
И пошло, пошло, пошло, пошло."

И уходит в небытие, погибая следом за своим кораблем.

9.Розовый бинт

-10

Героя выносит на берег. Уже будучи призраком он видит, как медленно начинает разлагаться его тело. Не познав любовь в реальной жизни, он может только мечтать о ней после смерти, желая всем её узнавшим несчастий:

"Я - мертвец, я - мертвец, я пою о загробной любви."

"Я - мертвец, я - мертвец, проклинаю чужую весну и любовь."

"...мое сердце лежит у реки и гниет."

Рядом с телом оказывается бинт с кровью, который то прибивает к берегу, то снова уносит волнами:

"Приносит вода снова и снова
В руки мои розово-алый бинт
С запахом крови."

10.Легион

-11

Время отправится из этого мира пришло. Главный герой называется здесь "исследователем жизни" - и действительно, после смерти наступает новая жизнь, но совершенно иная. Герой хочет понять, куда он попал, для него все происходящее в новинку. Место приветствует новоприбывшего торжественной музыкой и ярким светом:

"Исследователь жизни идёт в чужом пространстве…"

"Фонарик освещает таинственные знаки…
Труба провозглашает его ритмичный шаг!.."

Но он не один. Все погибшие в бою идут вместе, бок о бок, устремившись к небесам:

"Не отбрасывая тени мы по сумеркам плывём!
Не отбрасывая тени мы на облаке живём!"

Бывшего капитана ждали не Рай или Ад - за небом его ждала целая Вселенная:

"Летят, летят по небу косматые кометы…
Кометые косматы, цветные города…"

Предстоял путь к звездам.

11.Извращение

-12

Разглядывая по пути те самые звезды, герой снова погружается в мысли о любви - часто она бывает самозабвенна и разрушительна и не позволяет узреть многие удивительные вещи:

"Мы слишком люди, мы слишком любим, Не видя света других планет.
А где-то Космос считает звезды,
А звездам счета навеки нет."

Жизнь же не стоит на месте - она идет дальше, и к тому моменту, когда человек осознает свои ошибки, она уже может и вовсе пройти мимо:

"И мстит нам Космос, уводит звезды
Туда, где людям дороги нет."

Герой хочет, чтобы он и другие погибшие освободились от тех чувств, которые держали их на Земле.

12. Звездное гестапо

-13

Легион не распадается - более того, он становится только крепче и успевает заслужить в Космосе авторитет - войско уничтожает каждого, кто встает у него на пути:

"Легионеры млечного пути
Серьезные и сильные ребята"

"На голове фуражка, на груди
Блистают золотые аксельбанты."
Они такие щеголи и франты...."

"Железной поступи легионера
Вселенная боится и дрожит,..."

Расправившись с несколькими планетами, легион снова возвращается к Земле - их неочевидная цель - рождение нового человека, который будет обладать особыми, авторитарными силами, чтобы установить порядок на планете:

"Родится на Земле последний фюрер —
Сын Космоса и маленькой Земли."

Как раз у него и будет миссия в жизни и ее смысл, в отличие от заблудшего моряка. А что до него самого...бывалый мореплаватель находит свою тихую гавань в космосе.

Вот такой насыщенный получился состав у этих песен. Отдельное спасибо хочется сказать Глебу,Вадиму и Александру за этот замечательный альбом, полный невероятных историй. Это тот самый случай, когда тяжелые времена позволяют раскрыться творчеству с лучших его сторон.

Как вам теория? Предлагайте свои версии в комментариях и подписывайтесь на канал!