Авторская теория о сюжетности песен
Как все мы знаем, "Агата Кристи" была группой с очень непростой судьбой. Отражение одних из самых тяжелых ее времен появилось в альбоме 1996 года. Надрыв, агония, обреченность, упущенная возможность любви, бой за жизнь до самого последнего момента - все это описывает одно большое собрание из 12 песен.
"Ураган" является моим самым любимым альбомом у группы, поэтому я просто не могла оставить его без внимания. Мысли о сюжетности возникли, когда образы из одной композиции начали плавно перетекать в другую - при прослушивании можно заметить, что некоторые слова переходят от песни к песне, таким образом составляя единое целое. И сейчас мы попробуем разобраться, как мог бы быть выстроен сюжет в данном альбоме.
1.Серое небо
Начинается альбом с лирики. Единственный использованный инструмент в песне - пианино, что уже значительно отличается от остальных песен Агаты. Это тихая грусть по ушедшим беззаботным временам, которые больше не вернуть:
"Улетела сказка вместе с детством,..."
"Нет, теперь не то небо,
Когда можно было просто улыбаться."
"Если видеть небо серым
И не вспоминать,
Что небо, небо было голубым."
При этом у лирического героя есть миссия - он должен идти на жертвы против своей воли, чтобы получить мир, который так желает:
"Если сделать всё, что надо и не вспоминать..."
"А надо и кого-то любить,
И надо жить после того,
И снова, снова, снова убивать."
Однако, герой верит в лучшее и неустанно повторяет, что серым небо будет потом и все душевные муки когда-нибудь закончатся.
2.Моряк
В данной песне образ лирического героя раскрывается - бывалый моряк, прознавший о суровых реалиях жизни. Получить можно всё - авторитет, блага, обожание женщин - лишь бы было чем платить. Автор песни спрашивает о причине его грусти, он пытается его подбодрить и предлагает отвлечься при помощи алкоголя и табака и не только:
"Моряк, моряк, почему ты грустишь?
Возьми папиросу, хлопни винца
И песенку спой про сундук мертвеца!"
И автору это удается - моряк поддается искушениям и забывает о насущных проблемах:
"Но в эту ночь он не один.
До гроба пьян и вдрызг любим"
Однако одновременно с этим идёт и напоминание - погибель всё равно когда-нибудь его настигнет, от судьбы не убежать:
"Куда бы не уплыл моряк,
От смерти не уплыть ему."
А пока можно, он продолжает веселиться.
3.Поход
Моряк и его однослуживцы решают отправиться в небольшое путешествие с целью продолжить вечернее празднество. Они погружены в мысли о том, как наконец-то встретятся с морскими нимфами, которые точно не оставят их без внимания:
"Где течет река, русалки строят глазки,
Там, наверняка, мы умрем от ласки."
А после снова продолжут свои шатания.
4.Аусвайс на небо
У Агаты Кристи в репертуаре достаточно много песен, имеющих в своих названиях немецкие слова, и данная тоже не стала исключением. Слово Ausweis переводится как пропуск, таким образом, в русском варианте песня будет звучать не иначе как "пропуск на небо".
После прогулки моряк засыпает и видит сон про ангелов и демонов. Лирический герой просит высшие силы позволить ему наконец-то получить свой долгожданный покой на небесах:
"Явился мне в печальном сне
Крылатый Серафим.
И я во сне сказал ему:
Летим, летим, летим.
Я знаю, есть и ждет меня
Желанный мой причал.
Даруй мне путь, скажи пароль,
Я так о нем мечтал!"
Серафим отвечает ему, что для получения пропуска ему нужно победить адских созданий во главе с Сатаной:
"Идет войной на тех, кто чист
Проклятый Сатана."
"Давай картечью демонов
Размажем по стене."
Вероятно, под демонами имелись в виду морские противники, а под Сатаной - вражеский лидер.
Героя ждет трудный морской бой.
5.Грязь
Разворачиваются активные действия на поле сражения. Простой моряк превращается в капитана. Ветер свистит в ушах, напряжение на пределе. Он постоянно рискует быть сброшенным в воду бушующих волн с величественного корабля, который стремительно несется вперед, поднимая свой нос с каждый разом все выше:
"Ты готовишься упасть,
Набирая высоту.
За высотою - высоту."
За этим последовало предсказанное падение. Однако герой ни на секунду не сдается, он готов падать в воду снова и снова, пока наконец-то не одержит победу:
"Кровью брызгая из глаз,
В муке искривляя рот,
Ты в первый раз целуешь грязь,
Набирая оборот.
За оборотом - оборот."
Но ситуация лишь усугубляется.
6.Ураган
Пик сражения. Поднимается шторм, говорящий о неизбежной гибели. Главный герой понимает итог битвы, он боится гнева стихии, но сражается несмотря ни на что. Перед кончиной он заранее прощается с матерью:
"Поцелуй меня, я умираю
Только очень осторожно, мама.
Не смотри в глаза, мертвые глаза
Урагана."
Главный герой снова вспоминает о сказке и признает, что силы для сражения он получил после послания с небес:
"Звезды подарили мне на счастье
Силу океана, сердце мертвеца."
Но он понимает, что ждут его не небеса и сказка давно закончилась:
"Дорога в ад, пой ветер нам!
Гори душа!"
"Нету больше сказки, мама."
7.Два корабля
Бой окончен. Капитан оказывается за бортом, получив серьезные ранения:
"Умирает капитан и уходит в океан,
Оставляя за собой розовую нить."
Два судна остаются без хозяина. Их дальнейшая судьба на водных просторах не определена:
"И не ясно, что им делать: или плыть, или тонуть."
Также непонятно, можно ли всё-таки капитану спастись, ведь куда бы он не поплыл, его ждала мучительная смерть. О пропуске на небо не было и речи:
"...слева - мертвая земля,
Справа - синяя змея, а прямо не пройти."
А смысла существовать не появляется.
8.Корвет уходит в небеса
Вокруг капитана не осталось ни одного живого человека:
"Мы плывем среди деревьев, никого живого нет,
Только волны воют нам в ответ."
"Духи" суден отправляются далеко за горизонт. Здесь сказка приобретает уже жуткий характер. Герою не верится, что все события вокруг реальны, что это не тот самый вещий сон, который он видел ранее:
"Корвет уходит в небеса.
Здесь так волшебно и опасно.
Во сне, но из другого сна,
Во сне у сумасшедшей сказки."
Вследствие этого тонущий постепенно начинает сходить с ума - он хочет окончить свои муки самостоятельно:
"Капитан рычит проклятья: "Тысяча чертей!"
И зубами отрывает голову с плечей.
Голова упала в небо, небо в голову дало,
И пошло, пошло, пошло, пошло."
И уходит в небытие, погибая следом за своим кораблем.
9.Розовый бинт
Героя выносит на берег. Уже будучи призраком он видит, как медленно начинает разлагаться его тело. Не познав любовь в реальной жизни, он может только мечтать о ней после смерти, желая всем её узнавшим несчастий:
"Я - мертвец, я - мертвец, я пою о загробной любви."
"Я - мертвец, я - мертвец, проклинаю чужую весну и любовь."
"...мое сердце лежит у реки и гниет."
Рядом с телом оказывается бинт с кровью, который то прибивает к берегу, то снова уносит волнами:
"Приносит вода снова и снова
В руки мои розово-алый бинт
С запахом крови."
10.Легион
Время отправится из этого мира пришло. Главный герой называется здесь "исследователем жизни" - и действительно, после смерти наступает новая жизнь, но совершенно иная. Герой хочет понять, куда он попал, для него все происходящее в новинку. Место приветствует новоприбывшего торжественной музыкой и ярким светом:
"Исследователь жизни идёт в чужом пространстве…"
"Фонарик освещает таинственные знаки…
Труба провозглашает его ритмичный шаг!.."
Но он не один. Все погибшие в бою идут вместе, бок о бок, устремившись к небесам:
"Не отбрасывая тени мы по сумеркам плывём!
Не отбрасывая тени мы на облаке живём!"
Бывшего капитана ждали не Рай или Ад - за небом его ждала целая Вселенная:
"Летят, летят по небу косматые кометы…
Кометые косматы, цветные города…"
Предстоял путь к звездам.
11.Извращение
Разглядывая по пути те самые звезды, герой снова погружается в мысли о любви - часто она бывает самозабвенна и разрушительна и не позволяет узреть многие удивительные вещи:
"Мы слишком люди, мы слишком любим,
Не видя света других планет.
А где-то Космос считает звезды,
А звездам счета навеки нет."
Жизнь же не стоит на месте - она идет дальше, и к тому моменту, когда человек осознает свои ошибки, она уже может и вовсе пройти мимо:
"И мстит нам Космос, уводит звезды
Туда, где людям дороги нет."
Герой хочет, чтобы он и другие погибшие освободились от тех чувств, которые держали их на Земле.
12. Звездное гестапо
Легион не распадается - более того, он становится только крепче и успевает заслужить в Космосе авторитет - войско уничтожает каждого, кто встает у него на пути:
"Легионеры млечного пути
Серьезные и сильные ребята"
"На голове фуражка, на груди
Блистают золотые аксельбанты."
Они такие щеголи и франты...."
"Железной поступи легионера
Вселенная боится и дрожит,..."
Расправившись с несколькими планетами, легион снова возвращается к Земле - их неочевидная цель - рождение нового человека, который будет обладать особыми, авторитарными силами, чтобы установить порядок на планете:
"Родится на Земле последний фюрер —
Сын Космоса и маленькой Земли."
Как раз у него и будет миссия в жизни и ее смысл, в отличие от заблудшего моряка. А что до него самого...бывалый мореплаватель находит свою тихую гавань в космосе.
Вот такой насыщенный получился состав у этих песен. Отдельное спасибо хочется сказать Глебу,Вадиму и Александру за этот замечательный альбом, полный невероятных историй. Это тот самый случай, когда тяжелые времена позволяют раскрыться творчеству с лучших его сторон.