Уже совсем скоро настанет момент, когда каждому автомобилисту придется сменить резину, но далеко не каждый знает как правильно её выбрать, какую приобрести, в чем тонкости и особенности данного вопроса, что мы сегодня с вами и обсудим.
Передняя ось
При движении по кривой, особенно в повороте, даже незначительное снижение скорости может привести к потере сцепления задней оси с дорогой, что увеличивает риск заноса. Это может произойти в самый неподходящий момент, так как мы обычно тормозим в ответ на необходимость, например, пропуская пешеходов. Чем выше скорость, тем больше риск. Ручной тормоз здесь не поможет, поскольку сцепление задних летних шин с дорогой практически нулевое. Многие водители переднеприводных автомобилей ошибочно выбирают такую комбинацию шин. Начало движения и разгон заднеприводных автомобилей могут стать затруднительными, и даже если удастся тронуться, торможение двигателем может не сработать.
Задняя ось
При торможении максимальную эффективность (около 75%) демонстрирует передняя ось, что усложняет остановку автомобиля. В зимних условиях, когда дорожное покрытие скользкое, потеря сцепления передней оси может привести к тому, что нужный поворот не удастся выполнить даже на низкой скорости. Неуправляемый автомобиль на скользкой дороге представляет серьезную угрозу как для водителя, так и для окружающих, однако владельцы заднеприводных автомобилей часто игнорируют этот факт. Проблемы с началом движения и торможением двигателем делают этот вариант менее привлекательным для владельцев переднеприводных машин.
Эти доводы также актуальны для ситуации, когда на автомобиле установлены две зимние шипованные и две не шипованные шины. Мы не можем изменить разницу в сцепных характеристиках передней и задней осей. Кроме того, скорость, при которой происходит снос одной из осей, оказывается выше, что делает поведение автомобиля более опасным и непредсказуемым. По статистике, большинство ДТП связано именно с такой комбинацией шин.
Таким образом, вывод напрашивается следующий: только использование зимних шин с одинаковыми сцепными характеристиками на всех четырех колесах обеспечит безопасное передвижение в зимних условиях.
Сама особенность выбора резины
Ушли в прошлое времена, когда выбор шин ограничивался новыми и восстановленными вариантами. Сегодня на рынке представлено множество моделей автомобильных покрышек как отечественного, так и зарубежного производства.
Прежде всего, важно определить условия эксплуатации вашего автомобиля. Например, если зимой вы ездите только по чистому сухому асфальту, то приобретение шипованных шин будет не совсем оправданным.
Кроме того, существует широкий выбор не шипованных фрикционных шин: для суровых зимних условий (так называемые скандинавские или арктические шины), для более легких условий (европейские) и различные промежуточные варианты. Также имеются шины с технологическими отверстиями для установки шипов при необходимости. Не стоит забывать и о всесезонных шинах.
Ассортимент любого производителя шин включает модели с различным рисунком протектора, составом резиновой смеси, грузоподъемностью и индексом скорости.
По составу резиновой смеси можно условно разделить шины на мягкие (скандинавский тип), шины средней жесткости (шипованные) и жесткие (европейский тип).
Сравнивая индексы скорости различных шин, можно заметить, что более высокий индекс обычно означает меньшую проходимость на заснеженных дорогах и наоборот. На сухом асфальте зимние шины с высоким индексом скорости обладают рядом преимуществ по сравнению с шинами с низким индексом, например, меньшим тормозным путем.
Шипованные или нет?
Шипованные автомобильные шины считаются наиболее безопасными благодаря сбалансированным ходовым качествам. Некоторые водители утверждают, что «на шипах, как на коньках», что свидетельствует о их агрессивном стиле вождения и чрезмерной уверенности в сложных дорожных условиях.
Важно помнить, что с понижением температуры резина становится более жесткой, и сцепление ухудшается. Это касается как шипованных, так и фрикционных шин.
Можно сделать следующие выводы о температурных режимах:
- При температурах ниже -12°C лучшим выбором будут шины для суровых зимних условий.
- В диапазоне 0 — -12°C оптимальным вариантом станут шипованные шины.
- Если средняя температура зимы составляет +5 — -5°C, то наилучшим выбором будут европейские шины, а всесезонные займут второе место.
Учитывая различия в заснеженности и обледенелости дорог в разных регионах, можно выделить следующие моменты:
- Шипованные шины идеально подходят для обледенелых или укатанных снегом дорог, а также для участков с сильной заснеженностью, загородных трасс и сельских местностей.
- На очищенных и обработанных реагентами дорогах шипованные шины уступают фрикционным: они быстрее изнашивают покрытие, подвергаются нагрузкам на шипы, что может привести к их выпадению, и создают больше шума.
Как уже упоминалось, зимние шины имеют ламели, и у фрикционных покрышек их больше, чем у шипованных. Количество ламелей у не шипованных шин влияет на их сцепление на обледенелых и укатанных снегом дорогах: чем больше прорезей, тем лучше сцепление с льдом. Ламели раскрываются под действием тяжести, увеличивая площадь контакта с дорогой. Узкие шины быстрее раскрывают ламели, что позволяет избежать аквапланирования на зимней поверхности. Однако слишком узкие шины могут ухудшить управляемость автомобиля, поэтому важно выбирать баланс между профилем и шириной.
Чем отличаются «скандинавки» от «европеек»?
Состав резиновой смеси
- Количество ламелей в протекторе.
Как следствие:
- Рекомендуемые температурные режимы.
Чем мягче протектор и больше ламелей, тем ниже температура, при которой такие шины могут использоваться. Эти высокотехнологичные и, как правило, дорогие покрышки содержат силику — производное кремнийорганической кислоты, которая предотвращает затвердевание резины при низких температурах, снижает сопротивление и, соответственно, уменьшает расход топлива.
- Скоростные характеристики.
Мягкие покрышки имеют более низкий индекс скорости, присваиваемый производителем. Шины для северных условий часто маркируются как Q (160 км/ч), R (170 км/ч) и T (190 км/ч).
- Тормозная динамика в различных условиях.
В сложных зимних условиях «скандинавские» шины демонстрируют лучшие тормозные характеристики, тогда как «европейские» лучше работают на сухом асфальте.
- Износоустойчивость на разных покрытиях.
На сухом асфальте шины изнашиваются быстрее, чем на снегу, и более мягкие протекторы легче стираются. Однако стиль вождения является основным фактором, влияющим на износоустойчивость.
- Экономичность при различных температурах.
Оптимальная экономия достигается при эксплуатации шин в рекомендованном температурном диапазоне.
- Сцепные характеристики в сложных зимних условиях.
Важно помнить, что только вы можете точно описать условия эксплуатации вашего автомобиля. Исходя из этих условий и вашего стиля вождения, а также бюджета, можно выбрать подходящие шины.
Достоинства и недостатки
1. Европейские шины: их преимущество — возможность использования до заморозков, но они хуже держат дорогу при низких температурах.
- Условия выбора: низкий уровень осадков зимой, средняя температура +5 — -5°C, редкие поездки по трассе.
2. Арктические шины: обеспечивают лучшую проходимость при низких температурах, но хуже управляются на сухом асфальте.
- Критерии выбора: заснеженные и обледенелые дороги, температура часто ниже -12 — -15°C, поездки по трассам в любую погоду.
3. Шипованные шины: увеличивают тормозной путь на асфальте на 5 — 7%, но сокращают его на гололёде на 20 — 30%.
- Рекомендуемые условия: суровые зимние условия, температура 0°C и ниже, частые поездки по нерасчищенным дорогам.
4. Шины без шипов: их эксплуатационные характеристики ниже на 8 — 10% по сравнению с шипованными. Они занимают промежуточное положение между «европейскими» и «арктическими» шинами.
5. Всесезонные шины: подходят для водителей с ограниченным бюджетом или тех, кто использует автомобиль лишь несколько раз за зиму. Это компромиссный вариант с достаточным уровнем безопасности.
- Условия эксплуатации: редкие поездки зимой или в несложных условиях, спокойный стиль вождения. Рекомендуемый температурный диапазон +30 — -12°C.
Как определиться с размером?
Зимняя эксплуатация автомобиля предполагает движение по плохо очищенным или вовсе не очищенным дорогам, которые часто изобилуют ямами и неровностями. Снежные заносы, перемёты, лужи и шуга частично скрывают эти препятствия от водителя. Поэтому, чем выше профиль шины вашего автомобиля, тем меньше риск получить повреждение подвески, деформацию диска или разрыв кордовой нити (так называемые «шишки» и «грыжи») или боковой порез шины.
При установке дисков меньшего диаметра важно убедиться, что тормозные механизмы не будут мешать нормальному вращению колеса. Например, для автомобиля Lada Kalina в восьмиклапанном варианте можно использовать диски R13 и шины 175/70 R13, тогда как в шестнадцатиклапанном инжекторном исполнении тормозные суппорты не позволят это сделать. В таком случае необходимо установить диски R14 и шины 175/65 R14 или 185/60 R14.
Всем успехов! Подписывайтесь на наш телеграмм канал