Найти в Дзене
Марк Нежидов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕЦЕПТИВНОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕЦЕПТИВНОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ

Наука не стоит на месте. Если в 70-80 годыпрошлого столетия компьютеры только стали появляться и их ресурсы, и возможности былиограничены, то на сегодняшний день наука далекошагнула вперед. Практическиневозможно быловоспроизвести звуковой или видео содержащийматериал,за исключением простых мелодий. В 1997г. Корпорация Intel выпускаетпроцессор Pentium MMX. Это позволяет резко увеличить долю ПК с полноценной поддержкой мультимедиа. После этогоинтенсивное развитие аппаратных средствмультимедиа сменилось экстенсивным: росламощностьпроцессоров, видеокарты становились всёболее производительными. Приэтом звуковые карты становились всё более качественными.Параллельностановилась дешевле оперативнаяпамять и жесткие диски. Всё это, нарядус развитием Интернета, явилось основой для широкого внедрения мультимедиа в информационные технологии [4]. Это доказывает и показывает,чтонаука постоянно развивается. Разрабатываются ипоявляются новые технологии, многие из которых впоследствии могут быть использованы в образовательных целях, и внедрены в процесс обучения. К таким технологиямможно отнестимультимедийные средства. Но чтобы понять, чтотакое средства мультимедиа, и какими они бывают,следует разобраться с понятиеммультимедиа в целом.Согласно словарю иностранных словрусского языка, мультимедиа –это информационнаякомпьютерная система с расширеннымифункциями,способная работать с изображением(видео), звуком, текстом и совмещаемая в интерактивном режиме с другими сиcтемами . Тоесть исходя изопределения следует, чтоиспользование мультимедийных средств в процессеобучения предполагает наличие компьютера.Согласно другому определению данного понятия,очень схожего с выше приведенным определением,мультимедиа (multimedia, от англ. multi –

много и media – носитель,среда) являетсясовокупностью компьютерных технологий, вкоторых одновременно используются несколькоинформационных сред: текст, компьютернаяграфика (фотографии, анимация, схемы, 3D-графика и др.), звук, видео. Мультимедийные средства (далее – ММС), которые могут быть применены при обучении, можно разделить настатичные, динамичные и интерактивные. Кстатичным ММС относятся фотографии, распечатки, в то времякак к динамичным – телевидение, видео, кассеты, кино, CD и DVD.Интерактивные ММС: интерактивное телевидение,Интернет, компьютер.Мультимедийные средства способны выгодно показать себя при обучении иностранному языку, так как на сегодняшний день одной из наиглавнейших целей обучения выступаеткоммуникативная цель. А чтобы научитьговорить, а не просто воспроизводить слова, фразы и предложения, нужнопонимать их и уметь вести беседу, то есть уметь слушать и слышать, одной изглавных задач стоят аудитивные умения.Коммуникативная компетенция подразумеваетспособность человекак осуществлениюмежкультурного взаимодействия. Однако обучение языкам дается легко не всем. Чтобы задать дополнительную мотивацию дляизучения иностранного языка (далее – ИЯ) и пробудитьинтерес к нему у учащегося, на уроке используютсясовременные информационные технологии,позволяющие сделать уроки ИЯ разнообразнымипо формам деятельности. Информационные технологии пробуждают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты делают изучаемый материал более доступным и приближенным кжизни ребёнка. Роль педагога – поддержать инаправить развитие и творческий поиск учащихся в процессе обучения. При таких условиях нужнопересмотреть организационные формы учебнойработы, сложившиеся на сегодняшний день:увеличить самостоятельную индивидуальную игрупповую работы учащихся, преобразитьтрадиционный урок с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличить объем практических и творческих работ поискового и исследовательского характера. Это предполагает большую самостоятельность ученика, поиск им необходимой информации. Знания добываются, а не преподносятся в готовом виде учителем. Обучающийся учится самостоятельности, полаганию на себя, свои способности и силы, что может благотворно повлиять на его дальнейшую жизнь и деятельность.Использование информационно-компьютерныхтехнологий (далее – ИКТ) расширяет возможности учителя в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ даетдетям возможность принимать участие в ходеработы на уроке, что способствует развитиюинтереса школьников к предмету. Наглядныйматериал интереснее, особенно, если вспомнитьпро начальный этап обучения, и легче воспринимается. Учитывая, что степень восприятия и запоминания у всех разная, к основной массеучащихся все-таки легко применима пословица:

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Так как намного тяжелее восприниматьинформацию на слух, и намного проще и понятнеевоспринимается наглядный материал. К элементам ИКТ, которые чаще могут быть использованы вовремя обучения относят:

К элементам ИКТ, которые чаще могут бытьиспользованы во время обучения относят:

-интерактивные доски;

-электронные учебники и пособия, выводимые на экран компьютера и мультимедийного проектора;

-электронные энциклопедии и справочники;

-тренажеры и программы тестового типа;

-образовательные ресурсы Интернета;

-различные диски с картинами ииллюстрациями (медиафайлы);

-аудио и видеотехника;

-интерактивные карты и атласы;

-интерактивные конференции и конкурсы;

-материалы для дистанционного обучения;

-дистанционное обучение.

Часто в своей работе учителя пользуютсядемонстрационными программами, к которымкроме картинок, видеоматериалов, фотографийможно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции, и уроки- презентации, разработанные при помощи различных возможных программ на компьютере. Использовать их можно как на уроках при закреплении знаний,практических проверки полученных знаний.Например, интерактивная доска

– это сенсорный экран, подключенный к компьютеру и передающий с него изображение спомощью использования проектора. Достаточноодного прикосновения к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Интерактивная доска имеет понятный на интуитивном уровне, дружественный графический вид. В процессе работы с этой доской педагогом используютсяразличные стили обучения: слуховые,кинестетические или визуальные. Благодаряинтерактивной доске, ученики могут видетьбольшие цветные изображения, рисунки и диаграммы, которые можно передвигать по своемуусмотрению. Интерактивная доска позволяетиспользовать на уроках различный наглядный материал, который может состоять из таблиц, тезисов, видеофрагментов, словарных статей и так далее. Их использование является примеромпринципа наглядности, системности и доступности.Можно использовать готовые рисунки по выбранной теме, разнообразные Интернет ресурсы.При использовании видео материала можно создатьречевую ситуацию, обучать постановке вопроса,составлению высказывания и/или диалога. Работа свидеоматериалами значительно расширяет объемвоспринимаемой информации. Вопрос состоитлишь в том, насколько учебное заведение оснащенос технической точки зрения. Так как используя приобучении немецкому языку мультимедийные возможности, например, при использовании сайтаDeutscheWelle, можно провести аудирование сиспользованием аутентичного материала, где будет слышна речь носителя языка, можно обсуждатьактуальные темы и проблемы, потому чтоособенностью подобных сайтов является регулярная обновляемость. Работая с материаломиз приведенного выше источника, можно задаватьобучающимся

разные упражнения, которые помогут закрепитьлексику и улучшить понимание темы. К таким упражнениям можно отнести ответы на вопросы,высказывание относительно правильности/соответствия тексту приведенных предложений,построение монолога по рассматриваемой тематикеи пр. Видео- и аудиофайлы можно регулировать, проигрывая небольшие отрывки, при необходимости, можно легко вернуться назад к любому нужному уроку, чтобы вспомнитьпройденный раннее материал. Материалы к

уроку должны быть подготовлены заранее – этообеспечит хороший

темп

занятия и оставит время для обсуждения.Можно использовать и другое

аудио- и видеооборудование. Это важно приизучении ИЯ, когда преподаватели хотят, чтобы учащиеся могли одновременно читать текст ислышать его произношение. Мультимедийные средства являются хорошей опорой при обучениирецептивной стороне речевой деятельности.Рецептивный вид речевой деятельности основывается на восприятии языка. К данному виду относят аудирование и чтение. То есть задействуются такие органы чувств как уши (слух)и глаза (зрение). Очень важно научитьвоспринимать и понимать иноязычную речь, таккак, не освоив данные умения, не получится в последующем научить правильно говорить и писать. Тем более цель обучения ИЯ –коммуникативная, а без понимания собеседника невозможно построить общение в целом. Поэтому аудирование считается трудным видомдеятельности, которому надо целенаправленнообучать. И при обучении окажут огромнуюподдержку и содействие возможности мультимедиа,одними из которых являются средства,перечисленные ранее. На сегодняшний деньмультимедийным средствам можно найти широкоеприменения на уроке ИЯ. Даже единыйгосударственный экзамен у выпускников 11 классов построен с опорой на мультимедийные средства,особенно по ИЯ. Одним из ярких примеров работыучащихся с мультимедийными средствами, являетсясоставление ими презентаций. Это может являтьсяработой не одного ученика, а группы учащихся. Самостоятельная работа учащихся дает им возможность лучше усвоить материал. Передача этого материала, его преподнесение другим спомощью, например, проработанной учеником презентации на компьютере с использованиемслайдов позволяет легче усвоить материал.Дальнейший пересказ увиденной и услышанной информации и активные высказывания других учащихся говорят о вовлеченности класса. Командная работа сближает обучающихся,использование мультимедийных технологий делаетработу более интересной и наглядной и вовлекает учащихся в работу. Например, при изучении темыпраздников, можно задать в качестве домашнегозадания подготовку презентации по какому-либопразднику с последующим выступлением с ней. Таким образом, можно подчеркнуть, что современные технологии оказываютположительное влияние на процесс обучения ИЯ.Обращая внимание на специфику предмета, следует отметить, что особенно полезно использоватьмультимедийные средства при обучениирецептивной

стороне языка, т.к. учащиеся в данной ситуации имеют возможность слушать живую речь носителя иностранного языка и понимать её.