Найти тему
The Music That Rocks

Полёт нормальный. Jordan Rudess 'Permission To Fly' (2024)

Масштабный проект с некоторыми побочными эффектами

||| Автор: Иван Батура |||

Плодовитость и занятость участников Dream Theater всегда были удивительны, вызывая ожидаемый диапазон эмоций – от восхищения до разных видов зависти и надменного отфыркивания. В этом плане Джордан Рудесс не является исключением, с той лишь оговоркой, что основной упор он делает на сольное движение. Работы мастера варьируются - от минималистичных клавишных пьес, исполненных на одном инструменте, до масштабных симфонических рок-полотен и прог-сочинений завидных масштабов. Нередки коллаборации с другими музыкантами, а также участие в нескольких проектах. Кроме того, музыкант уделяет особое внимание ультрасовременным клавиатурным контроллерам и музыкальным приложениям (в частности, он владеет компанией по разработке приложений для iOS – Wizdom Music, а на его счету работа над созданием нескольких таких приложений). Также он работает над интерактивным проектом с искусственным интеллектом в качестве приглашённого эксперта в медиа-лаборатории Массачусетского технологического института.

В общем, Рудесс, очевидно, живёт музыкой, находя в ней всего себя. И она отвечает ему полной взаимностью - недаром звание чуть ли не лучшего клавишника сопровождает Джордана по жизни, находя подтверждение в проявлениях его дарования и труда.

-2

На этот раз маэстро клавишных решился на масштабное творение - полноценный прогрессивный альбом с насыщенным звучанием. Для чего собрал основную группу музыкантов с участием Джордана и Дарби Тодда (из команды Девина Таунсенда) на барабанах, Джо Пейна на вокале, Стива Дадаяна на гитаре и Бастиана Мартинеса на гитаре.

Любопытно, что на этой пластинке Рудессу принадлежит авторство только музыки, но не слов.

"Все тексты для альбома были написаны моей дочерью Арианой. Хотя мне самому нравится писать тексты, основное внимание я уделяю качеству звучания. А на этом альбоме я хотел копнуть глубже".

Что ж, если слушать Permission to Fly после таких вводных (да и без них) – перед нами действительно одна из самых амбициозных коллекций нового. Тщательно продуманные и исполненные прог-композиции, каждая из которых является отдельным путешествием, а все они складываются в музыкальную одиссею по огромному спектру человеческого опыта.

Три композиции выходят за восьмиминутную продолжительность, являя сплав композиторских навыков Джордана, его же клавишной техники, использования различных примочек и откровенного заигрывания с электроникой; исполнительского уровня привлечённых музыкантов, которым надо отдать должное, попутно отметив мудрость самого автора, не заслоняющего остальных своим исполинским значением - на пластинке раскрываются все.

Возьмём самый длинный трек на альбоме, Into the Lair, на котором представлена солидная и замысловатая ритм-секция, архисложная работа с клавишными, не без элементов электроники, симфонические пассажи, интенсивные вокальные партии в обрамлении хорала. По мере продвижения интенсивность возрастает, развивая центральную тему, которую не так просто уловить. Безусловно, любопытная вещица, смотрящаяся обязательной частью такого рода работы.

Похвальным является стремление (скорее всего, осознанное, но не намеренное) клавишника на своих сольных работах уйти от стиля Dream Theater, поэтому сколь бы прочны ни были ассоциации его с этим именем, они благополучно рассеиваются при обращении к его личному творчеству. Дополнительным же преимуществом именно этого альбома является передача сольных партий привлечённому вокалисту (сам Рудесс не ахти какой певец). Джо Пейн идеально подошёл к возвышенным, небесным и витиеватым клавишным пассажам - его высокий и нежный, но крепкий, голос хорошо дополняет мелодические построения композиций. Кому-то он может показаться приторным и слащавым, но это дело вкуса.

Но более милы и привлекательны всё же более простые песни, в которых Рудесс не играется с формой, а выуживает мелодические идеи и вкладывает в умело реализованные решения. Таковы два последних номера. Красивая и зыбкая, как утренний снег, Footstep in the Snow, постепенно укрепляющая саму себя. И инструментальная Dreamer, на которой откровенно отдыхаешь после полученного прог-перегруза.

Как ни странно, но все достоинства пластинки являются одновременно её недостатками. Впору высокомерно заявить: "Чересчур выверенно, слишком до мелочей продумано, до противного идеально сыграно, спето и записано!". Движение и звучание лонгплея напоминает функционирование андроида - сплава высоких технологий, ума и электроники. Работает без нареканий, ходит, говорит, размышляет, исполняет любые команды с полным пониманием. Но без души. Прямо-таки муки алхимика, о коих повествуется в одноимённом треке. Он в отчаянии сокрушается в финале песни: "I am just a man / Only just a man".

Так ведь в этом и вся соль!

Оценка: 3,5/5

Permission To Fly by Jordan Rudess on Apple Music

Альбом в VK

Источник изображений: www.discogs / официальный сайт музыканта