Сразу скажу – это не музей, это бомба! Разорвет любого вне зависимости от пола, возраста и общественного положения, гарантирую.
Полное имя ему Музейный комплекс военной и гражданской техники УГМК.
Находится в получасе езды на автобусе от метро (станция проспект Космонавтов) города Екатеринбурга, вдруг, кто не знает.
Это уникальное явление отнюдь не Верхней Пышмы или даже Урала, а всей России, потому что мне вот сомнительно, что в нашей стране есть еще один такой. Хотя он и частный и принадлежит одному человеку.
Во-первых, это огромный комплекс из нескольких музеев, техника расположена как в помещениях, так и на улице. Представлена она не только военная, а всякая, какая только может (раньше могла, во всяком случае) передвигаться по земле, воздуху, воде и рельсам, не забудем космос еще.
Во-вторых, некоторые экспонаты здесь уникальны, то есть существуют в единственном экземпляре.
В-третьих, всего этого очень много и оно не расставлено рядами как на многих площадках с аналогичным назначением, скучных и унылых. Каждый экземпляр стоит на положенном месте и в положенной обстановке, играет свою роль в общем действе.
Но, приступим к осмотру. Советую иметь запас времени побольше. Я ходила там 6 часов, пока не закрыли музеи, по территории можно ходить еще пару часов, но я устала.
Я вошла через главный вход и купила самый дорогой билет, в который всё включено (оказалось все-таки не совсем всё, Планетарий отдельно). У очень компетентной и вежливой тетеньки спросила, как поступить, чтобы успеть посмотреть всё сегодня. Она посмеялась и дала очень полезный совет. Идите говорит вдоль всей территории не останавливаясь, а лучше глаза закройте. Дойдете до самого конца и постепенно возвращайтесь, теперь уже с открытыми глазами и заходя во все музеи и павильоны и попутно разглядывая то, что стоит на улице. Я честно попыталась следовать этому совету и у меня почти получилось. Весь мой план разрушил БелАЗ.
Возле него я открыла не только глаза, но и рот, бедная моя голова – такая штука в нее не помещается. Я залипла запрокинув ту самую голову, не в силах объять необъятное, а потом отправилась выполнять вторую половину плана только минут через 10. Вы тоже мимо равнодушно не пройдете. Это просто невозможно.
Ребята рядом со мной его тоже обсуждали, и девушка сказала – в его кузове легко наша квартира поместится. Не знаю, как их квартира, но та, в которой я живу сейчас, точно поместится, боюсь, что даже два раза. А по высоте он выше двухэтажного дома.
Кое как оторвалась от него и, осмотрев стоящий за забором настоящий Буран (то есть его жалкие останки), и всякие замысловатые летательные агрегаты, вошла в Музей автомобильной техники.
НО! Сначала встречает нас самодельная статуя под псевдонимом “Рабочий и Колхозница”. Она впечатления, сопоставимого с предыдущим виденным, не оставит, даже и похожего. Просто самоотверженно стоят двое, обдуваемые неведомыми ветрами. Пусть стоят, передают дух эпохи, как умеют.
Знаете, я никогда от себя не ожидала такой реакции от посещения автомобильного музея, обычно хожу, смотрю - ну техника себе и техника, как то не очень цепляет, а тут не только цепляет, но так, что не отцепишься.
Может быть, дело в великолепном оформлении экспозиции, может в количестве и качестве представленных экспонатов. Сказать, что я была потрясена, ничего не сказать, тем более еще от карьерного монстра не отошла.
Кто и каким способом сформировал такую обалденную коллекцию я не знаю (то есть имена владельцев известны, конечно, но не вдвоем же они все исполнили, хоть и миллиардеры), но подошли они к этому делу основательно и со знанием дела. Экспонаты разнообразные, практически все в прекрасном состоянии, особенно автомобили 20-го века.
Сверкающий хром слепит глаза, а они (глаза), поверьте, раскрыты очень широко.
Больше всего впечатлили огромные представительские автомобили, особенно с мотоциклетным эскортом,
и самые малюсенькие мини машинки. У некоторых настолько миниатюрный салон, что некуда вместить дверь и для входа внутрь открывается у них передняя панель, та, где ветровое стекло! Либо вообще крыша.
А в детскоигрушечный Мессершмитт садятся два (2) человека, взрослых, это вполне себе настоящая машина.
Всякая там Испано-Сюиза, недостижимая мечта Козлевича, а также Мерседесы, Роллс Ройсы и тому подобные двухместные кабриолеты восьми метров длиной - их здесь столько, что один только этот корпус можно смотреть полдня.
Отдельный респект оформителям за Запорожцы в подарочных упаковках.
Представьте только, в коллекции музея есть розовый кадиллак, не такой, который Элвис Пресли подарил своей маме, но очень впечатляющий, а еще самый настоящий Делориан, точно такой как в известном фильме, жаль, что двери закрыты, с открытыми было бы очень эпично.
Ах, какая я впечатлительная!
Вся экспозиция этого этажа напоминает по стилю оформление какой нибудь всемирной выставки в 20 веке. Это у меня такое впечатление сложилось.
А вообще в этом корпусе четыре этажа, насыщенных таким великолепием, что переполненность головы начинает уже ощущаться физически. Дизайнеры, оформлявшие интерьеры и расставлявшие экспонаты - профессионалы высшей пробы без преувеличения.
В отличие от архитекторов, строивших здания музеев, особенно их фасады. Вкус их подвел, чего то тут не хватает, а чего то совсем бы не надо.
Но это ладно, главное все равно внутри. Не пропустите мотоциклы, велосипеды и гоночные машины, там есть пара таких штук, которых нигде больше нет. Например, велосипеды с какими то доисторическими двигателями, то есть это первые мотоциклы по сути.
Болид Формулы-1 такой прям как живой, типа Прост только что отлучился выпить шампанского.
Я через силу заставила себя покинуть здание и отправилась смотреть далее, еще полтора километра впереди, и на каждом метре втиснуто что нибудь неординарное, неотразимое и неповторимое.
В павильонах стоит скучает спецтехника и крупногабаритные всякие грузовики и автобусы, некоторые экземпляры вызывают ностальгию, некоторые просто забавные. Автобус этот мне хорошо знаком, в моем детстве на дорогах были только такие и Икарусы.
Перед павильонами несостоявшаяся космическая история в двух частях - многоразовый ускоритель для ракеты и ракета, которую ускоряли. Ангара и Байкал. Знатоки космических одиссей - сильно не ругайте, я больше поэт, чем техник. Они очень странные, может, если поставить их вертикально, то можно будет поверить, что они летали (или могли летать).
На площадке опять самолеты, один из них меня зацепил наличием колес на концах крыльев. Оказался это стратегический бомбардировщик, который планировался как способный нести ядерные бомбы на 12 000 километров (хо-хо), но не получилось у него, поэтому проект не состоялся. Выглядит как летающий монстр, только не летающий. Где создатели музея его добыли, трудно представить и как транспортировали, он колоссальных размеров и напоминает очень грустного старого облезлого дракона с подставками для опущенных крыльев.
Угадайте, что таится внутри Музея “Крылья Победы”. Конечно, самолеты. НО! Хотя в нем четыре этажа, но на самом деле там два двухэтажных этажа с галереей поверху каждого. То есть смОтрите сначала сверху на представленные самолеты, потом спускаетесь и ходите среди них (только голову постарайтесь по пути не потерять, еще пригодится).
Благодаря такой компоновке некоторые самолеты стали летучими.
Те, которые на земле, собраны в художественные композиции, в каждой своя ситуация, достаточно аутентично разыгрываемая ростовыми фигурами (они все индивидуальны и отражают свой подобающий именно им характер) в летной форме, аэродромной техникой, и прочими зенитками, кострами и чайниками и ящиками с консервами.
Впечатлила американская летающая лодка (в кадр не поместилась целиком) и рядом с ней обломки другой летающей лодки, которую нашли где то на берегу океана.
Но красивее всех здесь биплан AVTO.
Каждому разное нравится и интересно в самолетах (а также танках, паровозах, автомобилях и прочих мотоциклах). А лично меня влечет в них всех красота. Не разбираюсь я в цилиндрах и тому подобных акселераторах, простите. Этот биплан эстетически прекрасен, несмотря на свои фанерные бока. Страшно только представить, как можно было летать в этой штуке. Вообще непохоже, что это может летать.
Но есть же старая шутка, распространенная среди студентов авиационных институтов: по форме и аэродинамическим свойствам шмель - самое неспособное к полетам существо (вольная трактовка шутки, моя).
На галереях по стенам развешены прекрасно выполненные портреты летчиков, в этом музее живописные, а в музее военной техники - графические (второе - всё одного автора, он мне знаком, преподавал у нас рисунок в институте, в котором я училась).
Это смотрится очень круто, в особенности рядом с выставкой летной формы и одежды разных времен и стран, также разнообразные предметы и аксессуары, необходимые летчикам в их трудной работе.
Я заглянула в кабину как старого истребителя, так и почти современного бомбардировщика (в павильоне) - ну то что там невообразимое количество всяких тумблеров и кнопок, это ожидаемо, но как они туда помещались, скажите на милость? По-видимому, в летчики брали только невысоких и худеньких.
Отдельно отмечу освещение этих огромных залов, они затемнены в целом и очень красиво и правильно сделаны световые акценты. Тем более, что во множестве присутствуют аэродромные прожекторы.
Спасибо этому корпусу (очень трудно было его покинуть), идем в следующий. А это будет Музей военной техники. Наконец то. Всяческая старинная бронетехника, начиная (ага) с тачанки, хотя из железного в ней только максим и нарисованный Чапаев, и заканчивая прошлым веком.
Когда то грозные страшные железяки стоят и гордо представляют свою эпоху среди вполне современных интерьеров. Как я была бы рада, если всё оружие вот так вот находилось в музеях.
Взгляд привлекли аэросани с огромными вентиляторами позади. Написано, что назначение их - перевозка десанта. Но в самих санях имеется место только для рулевого и стрелка (вот это пулемётик или пушка? такое мини оружие), куда спрашивается помещали десант? Если он ехал на лыжах, прицепленный к саням, как представлено на макете, то каким образом лыжников не сдувало этим здоровенным пропеллером? Я уж молчу про деревья и всякие препятствия. Я снова впечатлилась.
Экспозиция в этом музее совсем не мрачная, подана красиво и понятно.
И, главное, техники очень много. Разнообразной, я к сожалению всю не могу показать. Но, к примеру, танкетку не могу не показать. Она совсем бестолковая, но люди то мыслили в правильную сторону. Это один из первых беспилотных аппаратов (ползающих и соединенный с оператором проводом). Она крошечная, нагрузку не несет, планировали использовать для разминирования.
Выйдя из этого корпуса, чтобы не потерять настрой, необходимо сразу же устремиться в корпус “Парадный расчет”! Здесь стоит техника, участвующая в парадах. То есть она на ходу, тут даже вместо пола брусчатка. Я впервые в своей жизни увидела танк ИС-3 и даже потрогала его (лет 20 мечтала, с тех пор как прочитала про него).
Влезать запрещено, но потрогать можно, от твёрдый и он прекрасен, как может быть прекрасным смертельное оружие.
Еще здесь стоит представитель небольшого выпуска единственного в мире пятибашенного танка. Монстр он и есть, ошибка природы.
Но и отсюда вышла. Дальше снова куча всего под открытым небом. Потому что основные экспонаты ни в один корпус не влезли, очень они громоздкие и тяжелые.
Танки, самоходки, гаубицы, бронемашины, пушки, советские и зарубежные, общее в них то, что практически все они воевали во Второй мировой войне, за некоторыми исключениями. Встречаются поистине потрясающие экземпляры. Паровозы тоже впечатляют, правильно показаны разные использования составов для военных целей, бронеплощадка - ах, какая необыкновенная.
Представьте, у них здесь есть даже кораблики, то есть минный катер и подводная лодка небольшая, остальных я не знаю, сами почитаете, там подробно все написано.
Отдельно расскажу про 203 миллиметровую гаубицу. Я, как всем уже понятно, не специалист и даже мимоходом ничего не понимаю в военной технике, но эту потрясающую железную страшную машину невозможно не оценить. Это конечно не Дора, да и цели у нее другие, но без внутреннего содрогания на нее смотреть трудно, моя голова в ствол наверное пролезет (тьфу-тьфу, не надо). Уже потом я прочитала, что зовут ее Б-4, а прозвищем “Кувалда Сталина” ее наградили во время Советско-Финской войны за способность с легкостью разрушать любые ДОТы. Гусеничный ход делал ее достаточно маневренной.
Танков повсюду расставлено много, любых, разных, покажу только Т-34, КВ-2 (за его невообразимую дурацкую башню) и Шерман, ну просто потому что он Шерман.
Гуляла я среди этого всего и задумалась, столько техники люди производили и производят, на ее создание потрачено столько усилий и человеческих жизней. И тратится по сей день.
Я в принципе не хочу сравнивать то, что представлено в музее с современной техникой, да и создатели сего чуда целей таких не преследовали. Конечно, теперешняя техника намного сильнее, страшнее и смертоубийственнее. А эти старые, отвоевавшие своё усталые машины стоят “демилитаризованные” и напоминают, чтобы не забывали. Спасибо им.
Ну вот я уже приближаюсь к окончанию моего потрясающего путешествия. Три самолета, как завершающий аккорд.
Шесть часов пролетели незаметно, я очень довольна, что доехала сюда и побывала в таком прекрасном, достойном и неповторимом месте. Спасибо его создателям.
Напоследок скажу, что, как это ни удивительно, но началось всё с двух орудий, установленных около мемориала “Журавли”. А дальше свершилось то, что свершилось. И я надеюсь, будет развиваться дальше.
P.S. Покажу еще несколько кадров, которые в повествование не поместились, но показать необходимо.
Спасибо всем, кто дочитал, приезжайте, смотрите сами, это место стоит того, чтобы до него добраться.
До свидания.