Найти в Дзене

Почему награды, поощрения и похвала убивают удовольствие от жизни?

Выполнишь домашнее задание, как надо учителю – нарисую красную звездочку в тетради, дам цветную наклеечку, красный жетончик, оценку «5» и т.д. Нет – получишь серый треугольничек, двойку, тройку, в общем, то, что сделает тебя хуже в глазах окружающих и твоих. И постепенно мы начинаем гнаться за оценкой, а сама деятельность (учеба, работа) становится досадной помехой на пути к получению "вкусняшки". Вчера моя дочка первоклассница вернулась со школы и выдала: "Нам за то, что мы съедаем весь обед, дают жетоны. За каждое правильно выполненное задание тоже дают жетоны. Пять жетонов меняют на наклейку. А потом за наклейки дадут сюрприз. Я схитрила и не вернула учительнице жетоны, теперь мне дадут больше наклеек" Сказать, что я была в шоке от этой системы, ничего не сказать. А ничего, что еда сама по себе - источник удовольствия? И если она не нравится, то желательно выбрать другую еду.  Получить награду за то, что ты съешь невкусный суп, - это манипуляция поведением. А получить награду-наклей

Выполнишь домашнее задание, как надо учителю – нарисую красную звездочку в тетради, дам цветную наклеечку, красный жетончик, оценку «5» и т.д. Нет – получишь серый треугольничек, двойку, тройку, в общем, то, что сделает тебя хуже в глазах окружающих и твоих. И постепенно мы начинаем гнаться за оценкой, а сама деятельность (учеба, работа) становится досадной помехой на пути к получению "вкусняшки".

Вчера моя дочка первоклассница вернулась со школы и выдала: "Нам за то, что мы съедаем весь обед, дают жетоны. За каждое правильно выполненное задание тоже дают жетоны. Пять жетонов меняют на наклейку. А потом за наклейки дадут сюрприз. Я схитрила и не вернула учительнице жетоны, теперь мне дадут больше наклеек"

Сказать, что я была в шоке от этой системы, ничего не сказать. А ничего, что еда сама по себе - источник удовольствия? И если она не нравится, то желательно выбрать другую еду.  Получить награду за то, что ты съешь невкусный суп, - это манипуляция поведением. А получить награду-наклейку за выполнение задания - это о чем? Может, о том, что само задание лишь преграда на пути к заветному жетону? И вместо того, чтобы увлекать детей содержанием предмета, перед ним машут бумажкой, и она становится более ценой, а уроки - досадная помеха на пути к наклейкам. Разве захочет ученик рискнуть и выбрать сложный и интересный путь решения задачи, творчески подойти к решению, совершить ошибку и получить опыт? Ведь тогда он не получит "наклейку"!!!

Психолог Скиннер рассматривал «личность» как набор форм поведения, которые характерны для человека. Эта школа психологии называется бихевиоризм и рассматривает поведение человека и животных как результат предшествующих воздействий окружающей среды.

На главном принципе бихевиоризма «сделай вот так – получишь вот это» основывается практически любая система: религия, государство, экономика, образование, бизнес, спорт. Почему? Потому что это максимально легкий и очевидный способ удержания контроля над поведением человека. Метод кнута и пряника.

Методики наказаний и поощрений существуют, чтобы заставить человека совершать определенные действия и создавать результаты.

Это внешняя мотивация. Поманить «морковкой» (деньгами, наградами, дипломами, кубками, публичным признанием, похвалой и т. д.) просто. Только сначала надо подсадить на эту приманку.

– Будешь делать так-то – попадешь в рай. А если будешь делать так, то в ад.
–Будешь послушным ребенком – получишь шоколадку, не будешь слушаться – останешься без сладкого.
–Сделаешь уроки – пойдешь гулять, нет – останешься дома под замком.
– Пробежишь быстрее всех, встанешь на пьедестал и получишь медаль.
– Наберешь 100 баллов – получишь место в институте.
– Будешь вести себя так, как я хочу, получишь мою любовь, нет – игнор и молчание.
– Обеспечите нужное количество продаж, получите премию, нет – останетесь без бонусов.
– Перейдите по ссылке в соцсетях, подпишитесь на что-то и получите бонусный урок в подарок.
– в книжках по психологии читаем: хвалите детей, похвалы много не бывает, вас недохвалили в детстве

Примеров можно приводить бесконечное количество. Внешней мотивацией или манипуляциями нашим поведением пронизано все.

Сама по себе награда за действия или результаты труда необходима. Оплата за деятельность, работу – это нормально.

Восхищение, поддержка, любовь к ребенка – необходимы.

Только когда поощрения не становятся откровенным средством контроля и манипуляций поведением.

«Как же уговорить ребенка делать что-то?» – спросите вы. Без пряников и кнутов сложно, бывает и невозможно. Но чаще родителям просто некогда, лень объяснять, разбираться в причинах поступков. Они не знают, как, потому что сами были воспитаны на внешних стимулах.

А потом и на работе проще посулить денег и ждать от подчиненного нужного поведения. Погружаться в глубокий внутренний мир сотрудника дорого и долго. Да и сам работник не всегда точно знает, чего же он по-настоящему хочет от жизни и деятельности.

Только вот беда. «Пряников» все больше, а удовольствия от них все меньше. Переели. И надо придумывать все новые и новые «сладости», чтобы человек хоть как-то отреагировал. Наград, бесплатных бонусов, подарков за участие, за подписку на канал, бесплатных марафонов все больше. Системы мотиваций на предприятии обрастают бонусами, раздутыми социальными пакетами.

Но что мы замечаем? Интерес к учебе, работе падает. И служащие, работники требуют все больше денег, если что-то не устраивает, тут же увольняются, ищут условия получше. Либо делают только то, что от них требуется и пальцем не ударят без вознаграждения. Многие ищут способы не вкалывать, но получать все плюшки. Самая популярная «профессия» - блогер.

Жизнь проходит от выходных к выходным, от путешествия к путешествию, от тренинга до тренинга, от еды до еды… А начинается все с фразы: «Мама, я не хочу идти в садик, потом в школу, потом на работу»

Внешняя мотивация поглощает внутреннюю мотивацию и вместе с ней интерес к жизни и удовольствие от процесса.