Найти тему
Прочитал_Нарисовал

Сотня эскизов и озарение во сне. Как книжный иллюстратор придумал символ Олимпиады-80

Оглавление
Виктор Чижиков. Источник: rgdb.ru
Виктор Чижиков. Источник: rgdb.ru

В выходные вышла последняя серия «Игр» — сериала про Олимпиаду-80 и про события, которые происходили вокруг нее. В самом начале есть небольшой эпизод про выбор талисмана. Отличный повод рассказать отдельно о том, как создавался Олимпийский Мишка, подумала я.

Его образ придумал книжный иллюстратор Виктор Чижиков. Он получил за работу 2 тысячи рублей, но сохранить за собой право на символ так и не смог.

40 тысяч писем

Символ Олимпиады начали выбирать за три года до ее начала. Выбор предоставили людям — опрос провели через передачу «В мире животных». Как вспоминал ее ведущий Василий Песков, в редакцию пришло более 40 тысяч писем. Предлагали сделать символом орла, пчелу, лошадь, собаку и других зверей. Но 80 процентов зрителей выбрали медвежонка.

Дальше оргкомитет Олимпиады объявил конкурс на лучшее изображение талисмана. Как потом вспоминал Виктор Чижиков, о конкурсе он узнал благодаря своему другу, иллюстратору Владимиру Перцеву. Тот шел по улице и случайно встретил одного из руководителей Союза художников.

«У них завязалась беседа, в ходе которой знакомый поведал, что комитет сбился с ног, разыскивая идеальный талисман для Олимпиады, и предложил: “А почему бы вам, художникам детской книги, не попробовать нарисовать талисман?”» — рассказывал Виктор Чижиков.

И они согласились.

Источник: olympics.com
Источник: olympics.com

«Что еще по плану?»

Друзья-иллюстраторы, их было четверо, закрылись в студии на долгие недели и начали рисовать. Каждый сделал чуть ли не по сто набросков! Худые, толстые, грустные, веселые, высокие и низкие, с маленькими или большими ушами — это были абсолютно разные медведи.

Эскизы отнесли в оргкомитет, где сотрудники выбрали только один — медведя Чижикова. Его допустили до финального смотра, в котором участвовали 60 рисунков художников из разных стран. Главный выбор сделал президент МОК — и он был молниеносным.

«Идет по залу, не глядя по сторонам. Вдруг увидел моего медведя: "Да вот же он! Так, что еще сегодня по плану?"» — вспоминал Виктор Чижиков.

А дальше рисунок пришлось дорабатывать — у Чижикова попросили придать медведю «олимпийский вид». Подсказка пришла во сне: художнику приснился пояс с олимпийскими кольцами. Когда он добавил его к рисунку медведя, картинка «сложилась».

Источник: olympics.com
Источник: olympics.com

Автор талисмана — советский народ

Оригинал рисунка Чижиков передал оргкомитету Олимпиады. Когда художник уточнил про оформление юридических прав на символ, собрали консилиум.

«Один человек сказал: “О чем мы, собственно, говорим? Ведь автор медведя — советский народ!” У меня пропал дар речи. Я только смог возразить: “А кто же тогда я? Кто к вам сегодня пришел?” Мне ответили: “Ну, вы, так сказать, соединяющее звено между мнением народа и…”» — рассказывал Чижиков.

Перед Играми ему дали подписать бумагу, в которой он «просит» до окончания Олимпиады перечислять все гонорары за мишку на счет оргкомитета. Никаких отчислений художник не получал и после Игр.

На церемонию открытия Олимпиады художника тоже сначала не позвали. Чижиков узнал из газеты о том, что он, оказывается, ее почетный гость. Аккредитацию ему в итоге «достала» жена. Ей самой приглашения не досталось, а билет для сына им пришлось купить.

Много лет спустя к Чижикову обратилась Третьяковская галерея, она хотела выкупить оригинал рисунка, но оказалось, что оргкомитет его… потерял.

Фрагмент рисунка. Источник: rgdb.ru
Фрагмент рисунка. Источник: rgdb.ru

Дело — в суд

Виктор Чижиков неоднократно говорил в интервью, что ему тяжело наблюдать за «приключениями» медведя — за тем, как любимый многими образ используют в рекламе, в сувенирах и на телевидении.

Особенно его задела передача, где его добрый и милый Мишка ходит по разным злачным местам. Он подал в суд на телеканал и потребовал 20 миллионов рублей за незаконное использование символа.

Однако суд постановил, что художник создал двухмерный рисунок, а остальное — его переработки, которые носят самостоятельный характер. И отказал художнику.

Несмотря на это, Чижиков всегда подчеркивал, что Мишка принес ему творческое удовлетворение: это была победа его мысли и творческого метода.

-5