Найти в Дзене
Прочитал_Нарисовал

Создал олимпийского Мишку, рисовал для «Мурзилки» и любил котов. Пять фактов о великом Викторе Чижикове

Иллюстратора Виктора Чижикова знают все — даже те, кто считает, что не знает. Книги с его иллюстрациями есть почти в каждой домашней библиотеке. Он сотрудничал с «Мурзилкой» и «Веселыми картинками», создавал карикатуры для «Крокодила» и делал зарисовки для «Вокруг света», иллюстрировал книги Драгунского, Михалкова, Андерсена, Чуковского, Успенского и других. Но самая известная работа Чижикова, конечно же, олимпийский Мишка. Иллюстратору при этом еще в детстве диагностировали дальтонизм: он не различал оттенки красного, коричневого, зеленого и розового. Краски и карандаши ему сначала подписывала мама, а затем жена. 🟢 Детство вспоминал с улыбкой — несмотря ни на что. Виктор Чижиков родился в 1935 году в Москве в семье архитекторов. Любовь к рисованию ему привил отец — вручил карандаш и разрешил рисовать прямо на стене возле детской кроватки. «Отец был против того, чтобы сдерживать ребенка размерами листа, он считал, что все должно быть абсолютно свободным. Мне было 10 месяцев, когда
Оглавление

Иллюстратора Виктора Чижикова знают все — даже те, кто считает, что не знает. Книги с его иллюстрациями есть почти в каждой домашней библиотеке.

Он сотрудничал с «Мурзилкой» и «Веселыми картинками», создавал карикатуры для «Крокодила» и делал зарисовки для «Вокруг света», иллюстрировал книги Драгунского, Михалкова, Андерсена, Чуковского, Успенского и других. Но самая известная работа Чижикова, конечно же, олимпийский Мишка.

Иллюстратору при этом еще в детстве диагностировали дальтонизм: он не различал оттенки красного, коричневого, зеленого и розового. Краски и карандаши ему сначала подписывала мама, а затем жена.

🟢 Детство вспоминал с улыбкой — несмотря ни на что.

Виктор Чижиков родился в 1935 году в Москве в семье архитекторов. Любовь к рисованию ему привил отец — вручил карандаш и разрешил рисовать прямо на стене возле детской кроватки.

«Отец был против того, чтобы сдерживать ребенка размерами листа, он считал, что все должно быть абсолютно свободным. Мне было 10 месяцев, когда я провел первую линию по той стене. Она была покрыта светлой масляной краской. Каждый вечер отец рассказывал сказки, а я выплескивал на стенке свои впечатления», — рассказал художник.

Когда ему было шесть лет, началась война. Их семья жила в коммуналке на Арбатской площади. Когда начинали бомбить, они бежали в метро, где сидели часами.

«Мне нравилось, если бы не давка при спуске. Тебя могли подхватить и нести, ноги до земли не доставали: куда-то несут, ты едешь. Потом отец отправил нас в эвакуацию», — сказал художник.

Виктор с матерью должны были добраться до села Крестово-Городище в Ульяновской области. Плыли на двух баржах, которые тянул небольшой буксир. Пока двигались по Оке, начался авианалет. Бомбы падали между баржами, но никто, к счастью, не пострадал.

«Мальчишки с нашей баржи враждовали с мальчишками с другой баржи. Швырялись чем попало. Воды было много, делали насосы — и в друг друга насосами», — вспоминал художник.
Рисунок отца Виктора Чижикова, присланный с фронта. Источник: Всероссийская энциклопедия детской литературы prodetlit.ru
Рисунок отца Виктора Чижикова, присланный с фронта. Источник: Всероссийская энциклопедия детской литературы prodetlit.ru

Отец Виктора Чижикова в 1942 году ушел на фронт, он служил в морской пехоте, участвовал в Сталинградской битве. С фронта присылал рисунки. Мать Виктора в эвакуации устроилась работать в школу, а по вечерам вышивала узоры на платках местных женщин. Те платили ей яйцами и молоком. Так и жили, пока не вернулись в Москву.

«Я благодарен судьбе за детство, если бы не оно, то и вспомнить было бы нечего. Было интересно, каждый день какие-нибудь сюрпризы», — сказал художник.

🟢 Обожал кошек и рисовал их всю жизнь.

Виктор Чижиков и его родители жили в коммуналке: в одной квартире размещались 27 человек. По его воспоминаниям, на кухне стоял всего один умывальник, а ванна не работала еще с довоенных времен, поэтому в ней хранили картошку.

Каждое утро он бегал в общественную уборную на Арбатской площади, к тому моменту там собиралась половина его класса с полотенцами и мылом. Дети сначала умывались, а затем списывали друг у друга домашку.

Вот и кошек Чижиков начал рисовать в те годы. Одна их соседка любила только черных котов, другая — рыжих, поэтому котов в квартире всегда было много. Гуляли звери сами по себе, а особенно любили лежать и греться на крыше дровяного сарая во дворе.

«Когда темнело, начинался салют, потому что взяли очередной город — взятие отмечалось салютом. Палили с Моссельпрома — с самого высокого дома в нашем микрорайоне. Ракеты разлетались в разные стороны. После первого же выстрела котов сдувало с крыш за секунду, каждый летел к своей форточке. Этих котов, разбегающихся от салюта, я и рисовал», — рассказал художник.

Спустя много лет всех нарисованных котов Чижиков начал складывать в отдельную папку. Однажды ее просмотрел писатель и поэт Андрей Усачев и написал к каждому рисунку стихотворение. Так родилась книга «333 кота».

🟢 Первую работу нашел в газете для коммунальщиков.

Чижиков сотрудничал со всеми главными советскими журналами — как со взрослыми, так и с детскими, иллюстрировал книги популярных писателей, но началась его карьера с газеты «Жилищный работник».

В юности художник любил рисовать стенгазеты, оформлял их везде — в школе, у мамы на работе, в домоуправлении.

«Когда мне было лет 15, я зашел в наше домоуправление, домоуправ мне и говорит: "Там на столике лежат газеты "Жилищный работник", ты посмотри, там еще хуже тебя рисуют. Я посмотрел — и правда, хуже», — сказал художник.

Домоуправ порекомендовал ему сходить в редакцию, «там же деньги будут платить». Рисунки Чижикова сотрудникам газеты понравились, и они сразу же отправили его на выезд — на базу Мосжилснаба.

«Там не отвечали на звонки, их занесло снегом. Когда мы приехали, то увидели, что все снегом завалено, а из какой-то дырки идет пар. Оказалось, что сторожа завалило, он дверь не мог открыть. Мы его раскопали», — рассказал художник.

Первую карикатуру Чижиков нарисовал именно тогда — в феврале 1952 года. Спустя четыре года он начал рисовать для «Веселых картинок», через шесть — для «Мурзилки», а в 1960-м пришел к книгам.

🟢 Больше всего любил героев, которых придумал сам.

Художник называл своими любимыми героями девочку Машу и куклу Наташу, этих персонажей он придумал в 22 года для журнала «Веселые картинки».

А еще — Петю и Потапа. У этих двух персонажей — мальчика и медвежонка — интересная история. Одно из японских издательств попросило Чижикова проиллюстрировать русскую народную сказку «Вершки и корешки» — о мужике и медведе.

Девочка Маша и кукла Наташа. Источник: labirint.ru
Девочка Маша и кукла Наташа. Источник: labirint.ru

Он подготовил рисунки, отправил, а спустя время раздался звонок — ждут продолжения. Чижиков отказался, сославшись на то, что к народным сказкам продолжение не пишут.

«Мне ответили: "У вас не принято, а у нас принято, пишите". Я пошел по знакомому пути и придумал новых героев — внуков медведя и мужика. Они действовали в продолжении», — сказал художник.

В итоге получилась своеобразная трилогия: «Вершки и корешки», «Петя и Потап» и «Петя спасает Потапа».

🟢 Создал Мишку — символ московской Олимпиады 1980 года.

«Дружба, основанная на профессии, — самая крепкая!» — говорил Чижиков. Вот и три его лучших друга — Владимир Перцов, Евгений Монин и Вениамин Лосев — были художниками-иллюстраторами.

Они познакомились в «Мурзилке», затем сняли общую мастерскую. Туда же Владимир Перцов «принес» новость — их, художников детской книги, просят нарисовать на конкурс талисман Олимпиады.

Животное-символ к тому моменту уже выбрали, а вот его образ найти не могли. Четыре художника заперлись в мастерской и нарисовали чуть ли не по сто вариантов мишки.

«Если ты сейчас нарисовал худого медведя, нарисуй толстого. Если нарисовал толстого, нарисуй рослого, низкого. Все время меняй и выражения лица, размер ушей, все. Чтобы это была толпа разных мишек. Тогда ты найдешь образ», — рассказал художник.

Наброски иллюстраторы отнесли в Олимпийский комитет, там выбрали рисунок Чижикова. Это не конец: иллюстрацию лишь допустили до смотра — вместе с 60 рисунками художников из других стран. А вот уже на выставке председатель Международного Олимпийского комитета указал на медведя Чижикова.

За работу художник получил 1300 рублей. В оформлении авторских прав ему отказали — как тогда, так и много лет спустя.

«Я был и на открытии, и на закрытии Олимпиады. На открытии был с сыном, он сидел на одной трибуне, а я на противоположной, потому что для автора Мишки не нашлось места рядом с сыном», — вспоминал Чижиков. Его жене билетов не досталось.

Но зла художник не таил. Он всю жизнь следовал главному правилу — рисованию должна сопутствовать доброта.

«Как я пришел к сказке? Я просто не забыл, что мне было интересно в детстве. Еще нужно быть добрыми людьми, потому что доброта обязательно должна сопутствовать рисованию детской сказки», — говорил он.
Источник: Всероссийская энциклопедия детской литературы prodetlit.ru
Источник: Всероссийская энциклопедия детской литературы prodetlit.ru
При работе над материалом использовались видеоинтервью с художником, расположенные здесь и здесь, а также интервью в изданиях «Нижегородская правда», «Российская газета» и «Московский комсомолец». Изображения взяты с сайта про книжку-картинку faityroom.ru, во Всероссийской энциклопедии детской литературы prodetlit.ru, на сайте интернет-магазина «Лабиринт», а также в ЖЖ, который посвящен работам Чижикова.

🟢 Рубрика «Пять фактов об иллюстраторах» 🟢 Я в телеграме 🟢 «Прочитал_нарисовал» во «ВКонтакте»