Много лет я проработала в приюте, куда поступали несовершеннолетние ребята, у которых не было регистрации в Санкт-Петербурге.
16 лет назад в приют попал пятнадцатилетний вьетнамский подросток Тьен Зунг. Он был очень подавлен и напуган, отказывался есть непривычную пищу, не понимал, что происходит и где он находится.
Я работала в то время завучем и учителем. Мальчишку было очень жалко. Решила для начала связаться с вьетнамской диаспорой в Петербурге, познакомилась с ее председателем, пригласила в приют для общения с Тьеном. Он приехал, за что ему по сей день великое спасибо. Председатель и разъяснил своему несовершеннолетнему соотечественнику его нынешние обстоятельства.
Выяснилось, что семья Тьена получила деньги за то, что он будет нелегально работать в России на одного из вьетнамских граждан. В Псковской области полиция задержала нелегалов, а его как несовершеннолетнего передали к нам в приют.
Ну, а я купила русско-вьетнамский и вьетнамо-русский словари и стала учить Тьена русскому языку. Начали с глаголов движения и дальше, дальше, дальше... Тьену было очень сложно принять то, что с ним случилось. Языковой барьер мешал свободному общению с ребятами. Да и старшие подростки, которые в это время жили в приюте, все как на подбор были правонарушителями да цыганами-попрошайками. Непривычная еда казалась Тьену очень невкусной. Мог есть только булку с маслом.
Посоветовалась я с домашними, и решили мы на выходные приглашать Тьена к нам домой. Старшая дочка Анечка с первой же встречи стала для Тьена другом и поддержкой.
Спустя некоторое время я оформила гостевую форму опеки над Тьеном, и он стал жить с нами. Как-то очень быстро Тьен вошёл в нашу семью, был не в тягость, а в радость. Уходя на работу, я оставляла Тьену задания по математике и другим предметам. Вечером проверяла, объясняла, обучала. В результате, Тьен закончил 8 класс вечерней школы.
Тьен всегда старался быть полезным в семье. Он приглядывал за младшими, Ванессой и Толей, быстро реагировал, если что-то выходило из-под контроля. Попросил научить его варить борщ! Это стало его любимым "коронным" блюдом. Но никогда мы не ели столько риса, как в эти два с половиной года, что жил с нами Тьен!
В семье он был главным экономом. Ходить с ним в магазин было непросто. Выросший в бедности, он не понимал, как можно покупать печенье, зефир, конфеты просто так, не на праздник. Мог молча выкладывать из продуктовой корзины или увещевать меня: "Это покупать сегодня не надо. Дома есть, что кушать. Так никогда денег не будет."
Тьен всегда с удовольствием ходил в музеи и даже театры! Ему было все любопытно! Со временем он стал неплохо ориентироваться в городе и мог самостоятельно поехать куда-нибудь по делам или на прогулку. Мы все были очень рады его успехам! И не ожидали, что он будет депортирован... Но об этом в следующей публикации.