Сразу оговорюсь – уровни владения любым европейским языком как иностранным.
Есть такая штука – шкала CEFR (Common European Framework of Reference) – общеевропейская шкала языковой компетенции, разработанная Советом Европы. Эта шкала определяет уровни знания языка, что человек должен уметь по прохождению каждого уровня (навыки, количество слов), а также сколько часов нужно для освоения каждого уровня. Уровни часто обозначатся буквой и цифрой, а также имеют свое название. Большинство изучающих иностранный язык в той или иной мере знакомы с этой системой. Для полного понимания посмотрим на несколько диаграмм:
Диаграммы немного отличаются на уровне A0-A1, но общий смысл, думаю, вы уловили. Для большего пониманию скажу, что ОГЭ по английскому соответствует уровню A2, т.е. сдать его на хороший балл относительно несложно. Высокие баллы на ЕГЭ (80+) – это уровень B2. Тем не менее, в этом экзамене попадается лексика уровня C1, поэтому сдать его на 90+ могут только те, кто имеет уровень B2-C1.
Большинство учебников английского языка представляют собой линейку из всех уровней. Когда я училась в школе, то не понимала, почему каждый год учебник английского начинается с Present Simple по грамматике и темы Family по лексике. Причин тут 2 – рециркуляция и расширение. Рециркуляция – это повторяемость лексики, ведь чем чаще встречается слово, тем больше шанс его запомнить. Наука утверждает, что новое слово нужно встретить и употребить хотя бы 7 раз. Слова, данные в конкретном модуле учебника, не должны бесследно исчезать при переходе в следующих модулях. Кстати, этим грешит учебник Starlight/City Stars. После летних каникул, да что там, через пару-тройку месяцев после правильного изучения лексики, она все равно имеет свойство забываться, поэтому в каждом новом учебном году она снова появляется и снова отрабатывается по полной программе. В какой-то момент слово «записывается» в долговременную память. Расширение словарного запаса – это когда человек знает несколько синонимов одного слова, и эти синонимы относятся к разным уровням. Например:
- teenager (A1) = adolescent (C1)
- baby, child (A1) → toddler (C1)
- brothers & sisters (A1) = siblings (B2)
- young people (A1) = youth (B1) = youngsters (C1)
Безусловно, знание синонимов полезно само по себе, для красоты речи, так сказать, но в плане сдачи экзаменов необходимо иметь обширный словарный запас, чтобы понимать аудирование, чтение и чтобы самому говорить, используя лексику высокого уровня. За примитивную речь могут снимать баллы в устных заданиях и эссе.
Сколько времени нужно на освоение каждого уровня
Согласно тому же CEFR схема такая:
Вдумайтесь в цифры выше. В календарном году 52 недели. В школьном учебном году 34-37 недель. К 9 классу хорошо освоить А2 можно, ведь именно на него рассчитан ОГЭ. На самом деле, к этому времени нужно иметь хороший B1+, иначе к ЕГЭ до B2 не добраться никак. Ну и, стало быть, ни о какой подготовке к ЕГЭ за 3 месяца и приличных баллах речи идти не может. Это просто физически невозможно. Конечно, надо сделать поправку на то, что встречаются очень талантливые и способные к языкам люди, которые могут двигаться по программе со скоростью х 1,5 или х 1,75, но их не так много в общей массе.
Теперь 2 хорошие новости.
1) Большинству людей для путешествий и работы достаточно уровня B1
2) Если вы хорошо освоили уровень B1, вы больше никогда не забудете язык. Да, если вы не будете его регулярно использовать, он слегка подзабудется, но он легко и быстро реанимируется.
Новость не очень:
Чтобы получить хороший B1, нужно регулярно заниматься 3,5 года по 2 урока в неделю + 2 часа домашки (ок, вы можете себе позволить целых 2 недели отдыха от английского за год :) ). Само собой, препод должен быть толковым, а обучающийся – добросовестным. Дополнительные часы просмотра фильмов и чтения книг на языке существенно сократят этот срок.
Некоторые люди говорят, что они 5-10-20 лет учат язык и никак его не выучат. Сетуют на то, что у них нет способностей к языкам. На самом деле, они бросают изучение, не добравшись до заветного B1, делают паузу на полгода-год, ибо работа, семья, отпуска … А потом возвращаются к занятиям с откатом на уровень, а то и больше. На колу мочало, начинай сначала.
Некоторые выводы
В среднестатистической школе освоить английский до уровня B2 почти нереально: часов мало, человек много, отечественные учебники откровенно слабые, педагоги физически не в состоянии уделить внимание прокачке всех аспектов языка. Поэтому часто встречается, что у школьника грамматика и чтение на уровне B1-B2, лексика А2, говорение и аудирование – А1. Без репетитора / хороших курсов / родственника, знающего английский – не обойтись, если есть цель знать язык и сдавать экзамен.
Взаимосвязь уровня и баллов на ЕГЭ
Если уровень ученик А2 – на ЕГЭ он получит 40-55 баллов.
Если уровень B1 – 60-75 баллов.
Если уровень B2 – 80-90 баллов.
Если уровень B2-C1 – 90 баллов и выше.
Все эти теоретические и математические выкладки подтверждаются в моей практике. В посте-знакомстве я выкладывала скрины с баллами моих учеников. Расскажу немного о каждом.
Ученица Д: получила 81 балл, пришла ко мне в 11 классе с хорошим B1. Весь учебный год мы занимались подчищением грамматики, выучили порядка 700 слов, отрабатывали устную часть и эссе.
Ученик М: получил 84 балла. Начал учить язык почти с нуля в 8 классе с другим репетитором. Ко мне пришел в середине 11 класса с уровнем B1. В экспресс-режиме делали то же, что и с Д. Парень был способный и очень мотивированный. Пришел бы раньше, получил бы больше.
Ученица С: получила 93 балла. Учила язык со своей тетей (по совместительству моей однокурсницей по универу) с начальной школы. Ко мне пришла в начале 11 класса с хорошим B2.
Ученица К: получила 94 балла. Учила английский в школе с углубленным изучением языка. Пришла ко мне тоже в начале 11 класса, совершенно не веря в свои силы, т.к. в школе был жесткий прессинг и обесценивание. Уровень был пограничный B1-B2. Очень старалась, всё делала от и до, не пропустила ни одного занятия. При этом весь учебный год писала мне пробники на 65-70 баллов – сказывалось волнение и невнимательность. Я прогнозировала ей 80-85 баллов на экзамене. В итоге К. смогла собраться и выдать супер-результат! Сейчас учится в ВАВТ на факультете со вторым языком – китайским. В полном восторге!
Ученица П: получила 95 баллов. Одна из моих первых учениц, занимались с ней с 3 класса. В 7 классе начали еще и французский учить. Девочка с блестящими способностями и недетским трудолюбием. Еще в конце 10 класса написала мне пробник на 90 баллов, ибо уровень B2+. Сделала несколько мелких ошибок по невнимательности, на чем потеряла 3 балла.
Ученик Ф: получил 96 баллов. Справедливости ради скажу, что это даже не мой ученик. Он учил английский с начальной школы с другим, очень крутым, репетитором, имел уровень C1. Но потом у него с репетитором что-то разладилось, и он пришел ко мне работать над форматом экзамена. Великолепно зная язык, он умудрился написать ЕГКР в декабре на 86 и был уязвлен этим фактом. В итоге мы с января по март отработали все форматные вещи, и прекратили занятия. На экзамене тоже сделал несколько мелких ошибок, мог получить 99.
Это мой звездный выпуск 2022 года. Как видите, предыстория каждого и полученные баллы полностью вписываются в шкалу CEFR. Были у меня и менее фееричные результаты. С одной стороны, на баллы сдающих в 2023 и 2024 повлияло изменение системы оценивания.
Выпускница 2023 года Я. сдала на 85. При подсчете в старой системе – это было бы 92 балла. Ее исходный уровень был B1, занимались только в 11 классе.
Ученица Н. (2024) сдала на 82 (по старой системе – в районе 90). Занимались 10 и 11 класс. Уровень B1, но оооочень много рассеянности.
Еще одна ученица Н. (тоже 2024) пришла с уровнем А1-А2. Это было тяжело. Занимались 11 месяцев, в экспресс-режиме заполняли все пробелы. Главная сложность – очень слабая память и не-стрессоустойчивость. Н. всеми силами компенсировала это трудолюбием и дисциплиной, но некоторые свои особенности не перебороть. Балл 44. Точно могла дотянуть до 50, как минимум, но нервы все же подвели. Но я все равно горжусь этим результатом, ибо знаю с какого нуля мы начинали, сколько сил было вложено с обеих сторон, сколько слез пролито и нервов вытрепано ))) Однако повторить такой опыт я больше не решусь.
Напоследок ученица Л. (2024) – 65 баллов. Начали занятия в 11 классе, стартовый уровень - начальный B1. Результат мог бы быть намного лучше, в диапазоне 70-75, но тут сказалось местами легкомысленное отношение к подготовке и иллюзия, что ближе к делу можно собраться, поднажать и выбить 80-85. Увы и ах.
Истории весьма показательные, поучительные, но надеюсь, что и мотивирующие. Всегда лучше учиться на чужих ошибках, а не на своих. Свои как-то дорого обходятся. Впереди еще около 9 месяцев учебного года, но они пролетят очень быстро. Самое время впрягаться в качественную подготовку.
Всем успехов!
Здесь будет ссылка на мой авторский тест на определение уровня владения языком.