В начале 20 века концентрация талантов в России восхищала. Композиторы, режиссеры, поэты и художники сотрудничали друг с другом, чтобы создавать шедевры на стыке жанров. Одним из ключевых реформаторов театральной сцены этого времени был Всеволод Мейерхольд. Давайте посмотрим, с какими знаменитостями он делал совместные проекты и как пересекались судьбы людей искусства в эти бурные годы.
Сергей Есенин и несостоявшийся спектакль
Многие знают о любовном треугольнике между Сергеем Есениным, Зинаидой Райх и Всеволодом Мейерхольдом. После развода с поэтом Райх пришла учиться в Высшую театральную мастерскую, где преподавал режиссер. Мейерхольд был женат, воспитывал троих детей, но вспыхнувшим к студентке чувствам это не помешало, как и почти 20-летняя разница в возрасте. Прежде чем сделать предложение, режиссер спросил разрешения на брак у Есенина. По легенде, тот ответил своеобразно: «Сделай милость. По гроб буду благодарен». Мейерхольд усыновил двоих детей поэта, а из Райх сделал звезду театральной сцены.
Однако с Есениным Мейерхольд пересекался и раньше: поэт читал перед режиссером и его труппой драматическую поэму «Пугачёв». «В этом чтении, визгливо-песенном и залихватски-удалом, он выражал весь песенный склад русской песни, доведенной до бесшабашного своего удальского выявления. Песенный лад Есенина связан непосредственно с пляской — он любил песню и гармонику. А песня, подобно мистерии, — явление народное», — отметил Мейерхольд. Но ставить спектакль не стал из-за «несценичности» произведения.
Пётр Кончаловский и последний прижизненный портрет
Последний прижизненный портрет Мейерхольда Пётр Кончаловский написал в 1938 году. С этого момента драма в жизни режиссера будет нарастать: сперва он лишится театра, а затем будет арестован. Кончаловского с Мейерхольдом не связывала ни дружба, ни даже близкое знакомство, но, услышав про вынужденную паузу в работе режиссера, художник поспешил за портретом — он как раз писал серию работ, посвященных известным современникам. Кончаловский не ставил себе задачу отразить внутренний мир своих героев, но настроение режиссера все равно легко считывается зрителем. Фигура Мейерхольда активно противопоставлена окружающей обстановке. Он, словно шейх, лежит среди буйства красок, на фоне цветастого ковра, но сам при этом одет в черный костюм. Он угрюм, печален, с потухшим взглядом курит трубку.
Владимир Маяковский и три спектакля
Всеволод Мейерхольд поставил три пьесы Владимира Маяковского — «Мистерию-буфф» в нескольких редакциях, «Клопа» и «Баню». Хотя их знакомство началось с других произведений: поэт читал перед всей труппой «Флейту-позвоночник» и «Облако в штанах». Ученица студии Александра Смирнова вспоминала, что поэт был весел, остроумен, но и застенчив одновременно. А еще он назвал Мейерхольда «королем театров»:
«Он каждому подарил по экземпляру “Облака в штанах” с автографом. Размашисто написав что-то карандашом на книжке, он поднес ее Мейерхольду, а тот прочел написанное и быстро сунул в карман. Когда Маяковский распрощался и ушел... Мейерхольд вынул из кармана книжку и показал мне надпись, сделанную Маяковским: “Королю театров от короля поэтов”, — а потом снова спрятал книжку в карман».
Мейерхольд так высоко ценил творческую мощь Маяковского, что приглашал его помогать в режиссуре и композиции, настаивал на его обязательном присутствии на всех первых репетициях. Он отмечал, что Маяковский всегда угадывал всякое верное и неверное сценическое решение.
Дмитрий Шостакович и спасенные рукописи
«С вами говорит Мейерхольд. Я хочу вас видеть. Если можете, приходите ко мне», — с таким приветствием режиссер впервые позвонил молодому композитору. Шостакович признавался, что получить приглашение было лестно. При первой встрече Мейерхольд показался ему скромным, милым, несмотря на свою известность, вел себя без снисходительности и фамильярности.
Шостакович писал музыку для постановок Мейерхольда даже в том случае, если лично ему не нравились пьесы. Так было с уже упомянутым «Клопом» Владимира Маяковского. Авторитет режиссера был слишком велик:
«Мне кажется, эта пьеса — не лучшее творение поэта Маяковского, не лучшее творение и… Но спорить на эту тему я, конечно, с Всеволодом Эмильевичем не решался. Раз он взял эту самую пьесу для своей постановки, значит, она достойна была этого».
Шостакович и сам играл на рояле в спектаклях: аккомпанируя романсам в спектакле «Ревизор» по Николаю Гоголю, он надевал фрак, чтобы соответствовать атмосфере на сцене. Жили гении тоже рядом — на Новинском бульваре, где располагались Государственные высшие режиссерские мастерские. Однажды в квартире режиссера произошел пожар, и вместо того, чтобы думать о собственных вещах, Мейерхольд бросился спасать рукописи композитора.
Еще больше интересных фактов о жизни и творчестве режиссера можно узнать на выставке «От утопии к театру» в Центре «Зотов», проекте банка ВТБ. Она приурочена к 150-летию Всеволода Мейерхольда и рассказывает о пяти спектаклях, которые наиболее ярко отражают принципы его нового, конструктивистского подхода к театральному искусству.