Найти тему
ВТБ Страна

«Покровские ворота», «Любовь и голуби» и другие легендарные пьесы, по которым сняли фильмы

Оглавление

Многие советские фильмы были сняты благодаря успешно поставленным пьесам. Режиссер Владимир Меньшов до слез смеялся на спектакле «Любовь и голуби» в московском «Современнике» и так очаровался происходящей на сцене историей, что решил снять свою картину. Какие еще легендарные советские фильмы выросли из театральных пьес? Рассказываем.

«Покровские ворота»

Кадр из фильма «Покровские ворота», режиссер Михаил Козаков, 1982 год
Кадр из фильма «Покровские ворота», режиссер Михаил Козаков, 1982 год

Спектакль. Одноименную «элегическую комедию» Леонид Зорин написал в 1974 году — тогда же режиссер Михаил Козаков поставил ее в Театре на Малой Бронной. Автору пьесы на тот момент было 50 лет, он признавался, что хотел перенестись в атмосферу своей юности, когда он жил в коммунальной квартире на Петровском бульваре. Зорин практически ничего не выдумывал: большинство эпизодов, по его словам, были автобиографичными. А вот время и место действия пьесы чуть сместились — «переехали» на 10 лет вперед и стали ближе к Покровским воротам.

Фильм. Актеров для фильма подбирали долго. Савву Игнатьевича предложили сыграть Никите Михалкову, но тот отказался, как и Ирина Муравьева — ее видели в роли пловчихи Светланы. Евгений Моргунов же считал поэта Соева одним из своих лучших персонажей на экране. Запуск съемок тоже проходил не гладко: в те времена ностальгия по хрущевской эпохе была неуместна. В качестве компромисса Михаила Козакова попросили сыграть Феликса Дзержинского в трех фильмах о чекистах. После этого, а также после содействия актрисы МХАТа Софьи Пилявской (она исполнила роль тетушки Костика) съемкам «Покровских ворот» все же дали добро.

«Любовь и голуби»

Кадр из фильма «Любовь и голуби», режиссер Владимир Меньшов, 1984 год
Кадр из фильма «Любовь и голуби», режиссер Владимир Меньшов, 1984 год

Спектакль. «Народную комедию» написал Владимир Гуркин: история о курортном романе главного героя и его возвращении к семье произошла в Черемхово, городе в Иркутской области, где прошли детство и юность драматурга. Пьесу поставил Валерий Фокин в московском «Современнике» — именно там спектакль увидел Владимир Меньшов. Постановка пользовалась популярностью: почти каждому зрителю понятными и близкими были герои произведения и ситуации, в которых они оказались. Роль Нади на сцене исполняла Нина Дорошина, она была настолько органична в образе, что сыграла и в фильме Меньшова.

Фильм. Картину снимали в Карелии — арендовали у местных жителей дом и пристроили к нему голубятню. Также внесли кое-какие корректировки в сценарий, например, расширили роль «разлучницы» Раисы Захаровны, поскольку из пьесы мы знаем о ней только место работы и жительства. Ее увлечение эзотерикой, нетрадиционной медициной и разговоры об инопланетянах — идея Меньшова.

«Еще раз про любовь»

Кадр из фильма «Еще раз про любовь», режиссер Георгий Натансон, 1968 год
Кадр из фильма «Еще раз про любовь», режиссер Георгий Натансон, 1968 год

Спектакль. Первым пьесу малоизвестного тогда Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь» поставил Анатолий Эфрос на сцене театра «Ленком». Спектакль был столь успешным, что сразу разошелся по другим театрам страны. В ленинградском БДТ роль стюардессы Наташи играла Татьяна Доронина — она же стала звездой кинокартины. Радзинский настаивал, чтобы его работу экранизировал режиссер Георгий Натансон.

Фильм. Редакционная комиссия Госкино не хотела одобрять проект: сюжет о своеобразных отношениях бортпроводницы и физика посчитали пошлым и аморальным. Натансону пришлось около года уговаривать чиновников разрешить съемки. Главную мужскую роль очень хотел сыграть Владимир Высоцкий, с ним даже отсняли несколько сцен, но по темпераменту их с Дорониной персонажи получались слишком разными. Тогда кто-то пригласил на пробы Александра Лазарева и попал в точку.

«Летят журавли»

Кадр из фильма «Летят журавли», режиссер Михаил Калатозов, 1957 год
Кадр из фильма «Летят журавли», режиссер Михаил Калатозов, 1957 год

Спектакль. Пьеса Виктора Розова «Вечно живые» была написана в 1943 году. Драматург, участник Великой Отечественной войны, написал ее в отпуске после ранения. Розов жил тогда в Костроме — первая постановка состоялась в местном театре, но ее почти не заметили. Успех пришел после спектакля Олега Ефремова в «Современнике». Есть мнение, что фраза Бориса Бороздина: «Если я честный, я должен», — стала девизом поколения шестидесятников. Персонаж произносит ее, когда, несмотря на бронь, уходит добровольцем на фронт.

Фильм. Изначально картина называлась «За твою жизнь», сценарий для нее переработал сам Розов. Режиссер Михаил Калатозов показал войну как драму обычных людей: на фоне фронтовых событий рушатся судьбы и человек показывает свое истинное лицо. Главные роли исполнили Татьяна Самойлова и Алексей Баталов. Картина на долгие годы стала образцом для подражания, ее до сих пор разбирают в киношколах, в том числе благодаря блестящей операторской работе Сергея Урусевского. Он придумал несколько оригинальных художественных решений, например, впервые использовал круговые рельсы. Фильм должным образом оценили и за рубежом: в 1958 году он стал лауреатом «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале.

«Старший сын»

Кадр из фильма «Старший сын», режиссер Виталий Мельников, 1975 год
Кадр из фильма «Старший сын», режиссер Виталий Мельников, 1975 год

Спектакль. Историю о розыгрыше с внебрачным сыном придумал драматург Александр Вампилов. Его пьесу долго не хотели ставить на столичных сценах под предлогом того, что Бусыгин — недостойный пример: «Советский человек не может вести себя так безнравственно, как Бусыгин». Талант в Вампилове разглядела завлит Театра имени Марии Ермоловой Елена Якушкина. Она долго настаивала на постановке и добилась своего: спектакль стал одним из событий сезона в столице. Вот только Вампилов этого не увидел: он трагически погиб в 34 года — перевернулся на лодке и утонул в озере Байкал.

Фильм. Двухсерийную версию снял режиссер Виталий Мельников — и во многом открыл для советского зрителя Николая Караченцова и Михаила Боярского. Последний играет в фильме друга «внебрачного сына», который постоянно поет песни под гитару — репертуар Боярский подбирал себе сам. Компанию молодым людям составил Евгений Леонов. Говорили, что он считал роль добродушного и незадачливого «отца» одной из своих любимых.

Спектакли по пьесам Вампилова продолжают ставить и сегодня. В новом сезоне в Театре имени Евгения Вахтангова представляет премьеру «Утиной охоты» — истории о потерявшем смысл жизни Викторе Зилове. Об этой и других новинках сезона в театрах — партнерах ВТБ рассказываем в дайджесте осенних премьер.