Найти тему
gosudarstvo.pravo

Персона-Доктрина Чечель Г.И. Образ судьи, наставника, выдающегося человека.

Бошно С.В., профессор, доктор юридических наук, Science Juridical Doctor, адвокат.

Образ профессора Чечеля всегда приходит ко мне с воспоминаниями о юности и началом профессии. Всегда с благодарностью.

К круглому столу Клуба Правовой Доктрины 15 сентября 2024 https://dzen.ru/media/id/66c6c55c5c32fa339ccd9ed7/iuristy-obsujdaiut-chto-takoe-personadoktrina-66e9a347e699fe7324062108

Григория Ивановича Чечеля как преподавателя я помню так как будто это было вчера. Его необычная причёска с удлинёнными волосами была редкостью в те времена – в 1985-1991 годах[1]. Это было то ли шикарно, то ли запретно, то ли франтовато. Но запоминалось однозначно.

Его строгость[2] перешла в мою педагогическую практику. Он знал уголовный закон наизусть, слово в слово. Он говорил, что мы (студенты) должны знать признаки бандитизма и днём, и ночью[3]. Спустя более 30 лет я помню, что тот, кто варит кашу и знает кому он это делает, тоже член банды. Спасибо за этот кладезь знаний и педагогической науки.

Трудно однозначно сказать, как я ощущаю свою причастность к школе Г.И. Чечеля. Я не пошла в уголовное право или процесс, не стала судьёй или прокурором. Меня увлёк аналитический размах теории права. Там, в своём родном поле, я помню имена своих учителей, которым я обязана своим непосредственным профессиональным выбором. Это В.Д. Чурсин и Г.В. Мальцев. Григорий Иванович был в моей жизни за годы до них. Тогда я могла пойти в юриспруденцию или в историю. Я всерьёз увлекалась средними веками и итальянским Возрождением, спасибо профессору И.А. Красновой. Именно во время наших занятий с Г.И. Чечелем часики в средневековой истории передвинулись на исследование правового сознания персонажей «Декамерона» Джованни Бокаччо. В своих курсовых и дипломной работах я описывала представления о правовой картине 500-летней давности, но мой жизненный путь уже был намечен. Это было общее представление о праве как особой культуре людей, как представление о ценном и значимом.

Быть членом научной школы, как показывает мой пример, это не обязательное следование одной теме, участие в общих делах, единство стиля и подходов. Ничего этого у меня с Григорием Ивановичем нет. Но благодаря ему я юрист, строгая, требовательная и последовательная, и я иду за ним. Как в истории про Винни Пуха, экспедиция началась. «Первым шёл Кристофер Робин и Кролик, за ним Пятачок и Пух, далее Кенга с Крошкой Ру и Сова, ещё дальше - Иа, а в самом конце, растянувшись длинной цепочкой, шли все Родные и Знакомые Кролика.

- Я их не приглашал, - небрежно объяснил Кролик, - они просто взяли и пришли. Они всегда так»[4].

В этой пёстрой толпе Родных и Знакомых, которая без приглашения, добровольно и преданно идёт следом за Григорием Ивановичем, иду и я. Иду не числе первых, поименованных персонажей, не близко, но иду именно как родственник, знакомый и друг.

[1] В эти годы я училась в Ставропольском государственном педагогическом институте.

[2] Архаический приём педагогической деятельности.

[3] Зубрёжка признана не продуктивной и не демократичной.

[4] Алан Александр Милн «Винни-Пух и все-все-все»

полный текст статьи читайте на сайте РИНЦ https://www.elibrary.ru/download/elibrary_69400017_11209542.pdf