Конечно, подавляющее большинство комментаторов выступают «за» инициативу Минпросвещения обеими руками, однако люди из области образования всё-таки высказывают и некоторые сомнения.
Сегодня, 18 сентября, стало известно об интересном предложении Минпросвещения, разосланном по регионам. Рекомендацию окрестили попыткой «установить квоту» на мигрантов в классах, хотя по факту там не предлагали отказывать детям приезжих в обучении – лишь равномерно их распределять, по три в класс максимум и не по фактору страны происхождения.
- При слабом владении русским языком, особенно в сочетании с выраженными иными особыми образовательными потребностями, эффективное обучение очевидно не проще, чем обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, таким образом, необходимо стремиться к тому, чтобы в классе (группе) не было более трех детей, плохо владеющих русским языком, - цитируют документ «Известия».
Фактическое сравнение детей-мигрантов и учеников коррекционных школ, конечно, крайне спорное, но нужно отметить. В массе россияне известия приветствуют, однако не все в экспертном сообществе целиком разделяют эту эмоцию.
Ликование со звёздочкой
Новости встретили тепло не только рядовые граждане, но и, например, в Госдуме. Депутат Виталий Милонов активно поддержал рекомендацию в беседе с 78.ru. Нигде не говорится об ограничении по национальному признаку, суть именно во владении языком, что народный избранник и подчеркнул.
- У нас иногда получается так, что дети мигрантов, которые не обладают знанием русского языка, да и воспитание с дисциплиной у них отстаёт, ненормированно попадают в классы и получается, что в классе половина – дети приезжих. Я вообще считаю, что ребята должны поступать в школу в соответствии с базовыми критериями, по крайней мере со знанием русского языка. То, что дети, не знающие его вовсе или просто не говорящие на нём в быту, попадают в общеобразовательную школу, мне кажется неправильным. В школе не должны ученики страдать из-за того, что дети мигрантов хотят получить образование. Приезжие должны озаботиться, чтобы их дети, получая гражданство, умели свободно общаться на русском. Если они не хотят – они могут продолжить обучение в своей национальной школе, откуда они приехали, - прокомментировал Милонов рекомендацию.
У обычных комментаторов документ также вызывает одобрение, но нужно отметить – у некоторых с неким «привкусом». В частности люди выражают недовольство тем, что это пока только рекомендация – требуют закона.
Валентина Ф.: Дети мигрантов ДОЛЖНЫ УЧИТЬСЯ У СЕБЯ НА РОДИНЕ. У людей своя культура и свои приоритеты. Нашим первоклашкам подарили буквари с христианским уклоном. Дети мигрантов выкинули буквари В УНИТАЗЫ В ШКОЛЕ;
Мишель Эжен: числ мигрантов и их детей в частности. Они не ассимилируются. Выучив язык, идут во власть и совершают криминальные действия, покрывая друг друга;
Татьяна: И сделать для них образование платным, туда должно входить питание, продленка;
Инна: Очень своевременно РЕКОМЕНДАЦИЯ необязательно к исполнению, половина первой четверти прошло, разрядились, блин;
Elena Lem: Думаю, что дети иностранцев должны учится за деньги и во вторую смену. А учителям должна быть доплата.
Вопросы по существу
Отрицать существование проблемы физически невозможно. Для примера, «Ведомости» приводили 14 августа результаты опроса российских учителей из нескольких регионов: о том, что у детей из мигрантской среды возникают проблемы с русским и остальными предметами заявили 53% респондентов, больше половины. Справедливости ради скажем – 42% ответили, что проблем скорее нет.
В теории, рекомендации должны помочь в вопросе, но не все представители образования с этим согласятся. В частности, со скепсисом высказался член Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий в комментарии НСН. Он, в сущности, задал правильный вопрос: как это будет работать?
- Если человек на законных основаниях находится на территории России, отказать ребенку в обучении нельзя. Возможно, схема будет такая, что родители должны будут обращаться в муниципальное или региональное управление, которые все равно обязаны будут их ребенка направить в школу. Пытаются сделать так, чтобы это было равномерно. Но почему именно три, а не пять? Вместо того чтобы готовить специальные педагогические кадры для работы с детьми, которые слабо знают русский язык, министерство решается на формальную и очень странную меру. Я не знаю, как это будет работать, - прокомментировал Луховицкий.
Социолог Юлия Байер по просьбе 78.ru также оценила инициативу, объяснив её необходимость и отметив – мерой предлагаются и курсы русского языка, то есть она не является дискриминационной (любой может воспользоваться – национальность отношения к делу не имеет). Заодно, по сути, она ответила на поставленный Луховицким вопрос – почему три?
- Я веду проекты в школе и если мы будем социологически смотреть – мера правильная. Редкий случай, когда я бы сказала, что да – здесь нет речи о дискриминации, а о том, что иначе, если будет больше трёх, это может уходить в крайности, когда русскоязычные и русские по национальности окажутся в меньшинстве и тогда уже есть риски, что общение в классе будет на иностранном языке, что для РФ недопустимо в принципе. <…> Три человека, это то, что класс может «переварить» и интегрировать в свою культуру, - отметила социолог Байер.
Если меру рассматривать в комплексе – можно сказать, что это часть ещё только формирующейся новой «мигрантской политики» РФ. Вектор на то, чтобы если не сократить, то по крайней мере лучше контролировать поток приезжих в страну уже виден. Можно вспомнить и меры «на местах» - усиление проверок на границе с Таджикистаном, и законодательные – например, ужесточение наказаний за помощь нелегалам, инициатива запрета ввоза трудовыми мигрантами семей и создание единого реестра, который должен заработать к 2025-му году.
Другое дело, что люди изменений хотят вчера, из-за болезненности темы.