В 90-е годы в России появилось огромное количество книг в стиле «Загадки НЛО», «Запретная правда истории», «Тайны археологии», «Секретная хроника» и так далее. Нисколько не стесняюсь говорить открыто, что перечитал подобной литературы десятки книг. И даже если часть из той информации, что я почерпнул из них, выдуманная, она заставляет задуматься и взглянуть на казалось бы устойчивые истины с другого ракурса. В какой-то момент я стал воспринимать эти сведения не как свершившиеся факты, а скорее, как любопытную фантастику.
Уже не помню, в какой конкретно книге, но была описана любопытнейшая история про экспедицию в Центральную Азию, а именно в один из древнейших центров цивилизации на границе Узбекской ССР и Казахской ССР. Это были послевоенные годы – около 1950-го. Организатором являлся археолог Иосиф Трубчий. Он же курировал дальнейшие раскопки и общался с местными, выверяя правильность своих догадок.
Экспедиция продлилась 4 месяца, захватывая даты с мая по сентябрь. За это время удалось найти несколько могильников и захоронений возрастом 3-4-тысячелетия до нашей эры. Но если бы всё было так обыденно, то данной статьи на нашем канале не появилось бы.
Так как данную историю я читал очень давно, за точность цитат отвечать не могу, но смысл будет передан точно. Автор утверждал, что брат его отца участвовал в той экспедиции, и вернувшись из неё, рассказывал удивительные вещи.
Всего за 4 месяца упорной работы удалось откопать 3 могильника. Лишь один из них за прошедшие тысячи лет не был разворован. Иосиф Трубчий, расположив на карте места захоронений, утверждал, что должны быть ещё минимум три, а может быть, и четыре. Шесть из них, по задумке исследователя, образовывали шестиугольник. Седьмой же мог располагаться в центре конструкции. Между соседними могильниками во внешней конструкции расстояние составляло 720 метров.
Археолог стремился найти вход в центральное захоронение, считая его, условно говоря, главным в данном комплексе. На месте тех трёх других могильников были обнаружены холмы, которые планировалось раскопать в следующий сезон. Все силы сконцентрировали на поисках седьмого сооружения.
Методом расчётов Иосиф нашёл примерное местоположение гипотетической могилы. Прибыв туда, сразу стало понятно, что он был прав – точно по координатам располагался холм. Начали копать и на глубине 2,5 метров под слоем глины и песка натолкнулись на уложенную из камней кладку.
Копали в две смены, и днём, и ночью – азарт был невероятным. Наконец, обнаружили вход. Это случилось поздним вечером, но Иосиф Глебович отказался ожидать утра, и специалисты забрались внутрь. Туда вела сильно разбитая лестница. Воздух спёртый, видно, что очень давно тут никого не было. Из-за этого продолжительное нахождение в подземелье могло вызвать серьёзные последствия для здоровья. Поэтому произвели беглый осмотр.
Курган оказался крупнее предыдущих и словно сделан более тщательно – не грубо наваленные камни, а неплохая, по древним меркам, кладка. Не хаотичный спуск, а акцентированная лестница. Может быть, материал выбран не очень грамотно, так как за минувшие тысячи лет некоторые ступени почти рассыпались. Назад приходилось подниматься местами ползком. Но оно того стоило. Правда, об этом стало известно позже – через два дня, когда помещение немного проветрилось, а участники экспедиции на всякий случай обзавелись несколькими противогазами.
В глубинах могильника находилось шесть подземных комнат. Пять пустых и одна с саркофагом. Это было самым удивительным, что видели исследователи в своей жизни. Огромный гроб состоял из двух частей – нижняя из малахита с отделкой в виде инкрустаций из голубого минерала. Крышка в том же стиле. Чьи останки находились внутри – неизвестно. Конструкция многотонная, и сдвинуть крышку без специальной техники или большего количества участников невозможно.
Иосиф Глебович вернулся в Москву, где представил отчёт о находке. Проделанную работу высоко оценили. И на следующий год он вновь отправился к объекту уже на полгода. Всё это время его охраняли представители армии СССР.
Вторая поездка оказалась роковой для археолога. Саркофаг вскрыли, и обнаружилось невероятное – внутри лежала девушка с бледно-розовой кожей, будто её поместили туда вчера. Однако при взаимодействии с кислородом она стала «таять». Процесс тления происходил крайне быстро, и останки в итоге представляли из себя россыпь хрупких от времени костей.
Утверждалось, что невозможно провести анализ и выявить принадлежность похороненной к какому-нибудь этносу. Однако, учитывая убранство саркофага и грандиозность могильника, это была некая царица. Совсем непонятно, чем был наполнен саркофаг, каким газом, позволяющим сохраняться в идеальном состоянии телу до взаимодействия с кислородом.
Трубчий описывал её так: «Светловолосая, одетая в белое кружевное платье, довольно высокая молодая девушка. Очень похожа на русскую, не имела азиатских черт. Могильник исписан загадочными рунами, инкрустация саркофага выполнена в неизвестном стиле». Содержание было примерно таким.
А дальше история приняла неожиданный поворот. Всех гражданских исследователей вывезли буквально посреди ночи. Иосиф Глебович недоумевал, но ему сказали, что это для его же безопасности. Выводы Трубчего вызвали интерес у спецслужб СССР. О находке археологу приказали помалкивать, вероятно, она была не первой таковой. Серия данных артефактов находилась под кураторством государства, как и более поздняя находка Тисульской принцессы.
Увы, точных координат, да и вообще зацепок для попытки обнаружить сегодня эти могильники или следы от них, не сохранилось. По одной из версий, саркофаг был вывезен, руны со стен скопированы и находятся в архивах, а сами могильники взорваны. По другой гипотезе, гробницу разобрали и пустили готовые блоки для местных нужд. Подобная практика в СССР являлась распространённой. Лишь дольменов на территории государства, по разным оценкам, разобрали более 700 штук.