Через месяц после пожара в Нотр Дам де Пари загорелась другая, не менее прекрасная церковь, стены которой украшают старинные росписи.
Молния ударила в шпиль и верхний ярус колокольни охватило огнем. Пожарный экипаж проехал 20 км прежде, чем вода начала сбивать пламя, но фрески этой заброшенной церкви, с провалившимся полом и обгорелыми балками даже не покрылись копотью.
Хотите полюбоваться удивительными фресками? Включайте звук и наслаждайтесь
Стены нефов
Северную стену храма украшает сцена Рождества, выполненная по гравюрам Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда.
Работы этого немецкого мастера были очень популярны среди живописцев, расписывавших церкви Тверской области.
Подробнее здесь
Фреска на западной стене почти осыпалась, но по фото пятилетней давности мы знаем, что это Нагорная проповедь.
Увы, но то, что сто лет назад видели прихожане на южной стене нам точно неизвестно, по фрагментам можно предположить, что фреска демонстрирует событие, описанное в Евангелии от Марка 10: 13-16 - благословение Иисусом Христом детей.
Паруса
Один из четырех парусов - треугольное пространство по углам переходящее от стены к куполу - сохранил изображение апостола Матфея.
Четырех апостолов, записавших канонические Евангелия, изображают с обязательным атрибутом - книгой, что очень логично, и с их «символами». Символ Матфея - ангел, Марка - лев, Луки - телец, Иоанна - орел. Изображение сохранилось лишь на северо-восточном парусе, логично предположить, что три оставшихся отводились под образы трех других евангелистов.
Купол
Купол этого храма бесспорно символизирует небо, чему свидетельствуют росписи, посвященные событиям после окончания земной жизни Христа и Девы Марии: вознесение Иисуса Христа,
вознесение (в православной традиции «взятие в небесную славу») Девы Марии,
откровение Иоанну
и Преображение.
Последнее выпадает из постземного периода, но в то же время указывает на божественную, вневременную природу Христа.
Три фрески купола выполнены по гравюрам Карольсфельда, четвертая (Успение) - полностью повторяет манеру написания, но не художественную композицию.
Ни среди работ Доре (другой немецкий живописец, с гравюр которого расписывали церкви во 2-й п. XIX в.), ни у Карольсфельда этого сюжета в таком исполнении нет.
Обидно, что именно эта фреска так сильно пострадала, ведь сама церковь построена в честь Успения Богородицы и это изображение можно считать основным. Пространственно сюжет помещен в части купола, расположенной над сценой Рождества, украшающего северную стену и сохранившейся лучше остальных.
Трапезная
Некогда богато украшенные стены трапезной (помещения между колокольней и храмом) сегодня ничем не отличаются от стен любого другого здания, к которым не прикасались кисти художников.
Но несколькими годами ранее там можно было увидеть очень любопытные фрески. Особое внимание привлекают две из них - страдания Иова и «неопознанная пара».
Почему Иова?
Первая интересна не только тем, что замечательно копирует в цвете карольсфельдовскую гравюру. Необычен сам выбор сюжета. Во-первых, потому что Ветхозаветные истории редко становились предметом храмовой живописи, во-вторых, из-за истории самого Иова.
Иова был богатым, счастливым и добродетельным человеком. Она-то - добродетель, и не давала покоя дьяволу, который попытался убедить Бога, что будучи богатым и успешным просто быть добродетельным. Почти гётевский сюжет: Бог разрешает дьяволу лишить Иову всего и убедиться, что и после он останется добродетельным. Так и происходит, лишившись имущества, потеряв всех десятерых детей и заболев проказой Иова сохраняет лучшие качества и не ропщет на Бога.
На фреске наблюдатель застает Иову в самый страшный момент. В горе и отчаянии его пытаются утешить друзья, а выглядывающая из-за угла арки дамочка - его жена. Женщине отведена роль провокатора, она пытается уговорить мужа обвинить Бога в своих несчастьях, тогда Иова настигнет смерть, а с нею уйдут и страдания. Иов не поддается, заявляя, что от Бога с равной благодарностью надо принимать как блага, так и горести. За это он получает еще большее богатство и еще десять детей.
Эта история о безграничной вере и любви к Богу вдохновляла людей XIX века, приходящих в баскаковскую церковь. 1885 год - время, когда завершилось строительство церкви - период контрреформ Александра III, усиливших социальную напряженность в обществе и усложнивших положение крестьян. В обстановке нарастающего беспокойства людям хотелось верить, что тяготы сегодняшней жизни в скором времени окупятся. Лучшим напоминанием для этого служил пример библейского Иовы.
За последние 20 лет фреска почти исчезла.
Афинская школа?
Платон и Аристотель - первое, что приходит на ум при взгляде на еще одну удивительную фреску церкви села Баскаки.
Как и первая, эта фреска сегодня почти утрачена, но еще 20 лет назад ее героев можно было отлично рассмотреть. В иконописи, изображения святых, апостолов, пророков, даже всеми узнаваемых - подписываются. У неизвестной пары мы не находим имен.
Самое простое объяснение: на фрески в церкви изображены Петр и Павел. Но так как остальные композиции выполнены в стиле позднего Ренессанса и списаны с гравюр или картин, можно предположить, что и эта фреска была срисована с фото гравюры или картины. Вероятно, греческие философы были ошибочно приняты за известных святых, что не удивительно, ведь фреска «Афинская школа» украшает папский дворец в Ватикане. Поэтому они так похожи, скопированы даже жесты, а у Петра вместо ключей, туба, напоминающая переплет книги в руке Платона.
Фрески церкви Успения Богородицы в селе Баскаки могли хранить и другие удивительные загадки, но, увы, почти все они утрачены.