Аркадий Фёдорович Николаев — личность загадочная, даже мифическая.
– Тот Николаев? – переспрашивали на Горьковском автозаводе и понимающе кивали: – А, тот самый!
Хотя на Автозаводе-то Аркадий Фёдорович проработал всего ничего, с 1937 по 1941 год.
Не сказать, что с детства он увлекался именно автомобилями. Николаевы — знатные плотники-лодочники из Великого Врага, шили знаменитые на всю Волгу лодки-«великовражки». После школы Аркадий поступил в механические мастерские при Нижегородском радиотелефонном заводе. В 1935 году окончил Саратовский авиационный техникум ГВФ по специальности «технолог моторостроения», с правом учиться дальше. Точнее, работать и учиться. Подходящим вариантом оказался авто-бронетанковый факультет Горьковского индустриального института им А. А. Жданова при Автозаводе. Так в его жизнь вошёл автомобиль.
И вот он — техник экспериментального цеха Горьковского автозавода, ведущий испытатель, а затем и руководитель группы дорожных испытаний. Одним из первых в СССР Аркадий Николаев заговорит о гонках как об экспериментальной базе промышленности, и это, когда на Всесоюзные авто-мото соревнования 1938 года в Киеве вышло всего… четыре (!) машины. Одной из них была его, Николаева. Едва ли не первым в нашей стране он введёт в оборот термин «гоночная формула». И впишет в историю отечественного автоспорта два, пусть и скромных, рекорда скорости: 21 октября 1938 г – 147,84 км/ч и 22 сентября 1940 г – 161,870 км/ч. Его цель — выжать все 200 км/ч. Этому посвящена дипломная работа в институте.
А затем — поворот судьбы, сделавший его «своим среди своих». В марте 1941 года его, дипломированного инженера-механика, назначают начальником испытательной станции авиамоторного завода №466. Это прекрасно оборудованное предприятие изначально создавалось как цех автомобильных шестицилиндровых двигателей, но стало причиной раздора между Наркоматом среднего машиностроения и Наркоматом авиастроения. Необъяснимая и вредная ведомственная неразбериха у порога грозового 1941 года… Тем более, что цех должен был давать не только автомобильные, но и танковые моторы! Производство двигателей для танков всё же удалось возобновить. Так Николаев познакомится с выдающимся конструктором Николаем Александровичем Астровым, направленным в августе 1941 года со столичного танкового завода №37 на Горьковский автозавод, поднимать там производство бронетехники. Их сближает дух здорового авантюризма. Из Москвы в Горький Астров прикатил в Горький своим ходом, на новейшем лёгком танке, загруженном по самую башню технической документацией.
В победном 1945-м Горьковский обком ВКП(б) постановил разбить вокруг города сады: посадить 10 тысяч плодовых деревьев! Выполнить задуманное помогла совместная конструкция Астрова и Николаева — «джип-бурилка» на базе лёгкого вездехода ГАЗ-67. Астров к тому времени уже возвращён в Москву и буквально разрывается между двумя заводами, завершая дела в Горьком. Меж тем, и в судьбе Николаева происходят крупные перемены: завод №466 переведён в Ленинград, а его направляют на работу в Альма-матер, — Горьковский индустриальный институт. Отныне он полный хозяин своих замыслов. В 1946 году он создаёт при институте опытно-конструкторское бюро с труднопроизносимой аббревиатурой РАЛСНЕМГ, что означало: «разработка льда, снега и мёрзлого грунта».
Идея передвижной буровой машины не выходила из головы. Ямы под столбы всё ещё копали вручную. Огромная страна, миллионы столбов, миллионы ям. И вот, в 1949 году в РАЛСНЕМГ создают БКГМ-АН – бурильно-крановую гидравлическую машину Аркадия Николаева. Двое бурильщиков на БКГМ-АН делали яму глубиной до 1,5 м за 1-2,5 минуты, в зависимости от твёрдости грунта. И с помощью той же машины устанавливали в яме столб. Производительность работ выросла в 200 раз! В марте 1950 года за БКГМ-АН Николаеву присуждается Сталинская премия.
За идеи Николаева уцепились военные: что, если с их помощью строить ледовые аэродромы на Северном полюсе, а потом и на Южном? И вот уже кандидат технических наук, доцент кафедры «Детали машин» Горьковского Политеха Аркадий Фёдорович Николаев дрейфует вместе с экспедицией Северный Полюс-6 на льдине, проверяя в деле очередную разработку РАЛСНЕГМ — лёдо-фрезерную машину на шасси ГАЗ-69. Первый автомобиль марки ГАЗ на Полюсе! На построенный им ледовый аэродром садятся стратегические бомбардировщики Ту-4 и Ту-16.
На Горьковском автозаводе только и разговоров, что о Николаеве: не успел вернуться с Северного полюса, как уже на Южном участвует в 3-й советской антарктической экспедиции Академии наук СССР. 14 декабря 1958 года санно-гусеничный поезд, начальником которого был А.Ф. Николаев, впервые в мировой истории достиг геометрического центра Антарктиды, так называемого Полюса относительной недоступности (82° 06' ю.ш., 54°58' в.д.). И в Антарктиде тоже пригодились машины Николаева!
Для работы в условиях вечной мерзлоты опытно-конструкторское бюро РАЛСНЕМГ создало более 50 машин: лёдо-фрезерные, бурильные, для обколки судов. Для многих из них использовались узлы и агрегаты автомобилей Горьковского автозавода, где Аркадия Фёдоровича Николаева всегда считали своим.
«Гоночная Липгарта-Первая» – именно так расшифровывал название этой машины сам Николаев, в знак уважения к главному конструктору Горьковского автозавода Андрею Александровичу Липгарту. На этом автомобиле в 1938 и 1940 годах установлены всесоюзные рекорды скорости.
Таким видели будущий гоночный автомобиль художники-конструкторы Горьковского автозавода в 1940 году (предположительно, автор – Валентин Яковлевич Бродский).
Весна 1945-го. Испытания «джипа-бурилки». Наблюдают Аркадий Фёдорович Николаев (слева) и Николай Александрович Астров.
Серийная БКГМ-АН на базе ГАЗ-67Б — бурильно-крановая гидравлическая машина Аркадия Николаева. Выпуск наладили в 1953 году на Заводе им. Дегтярева В.А. в городе Ковров. После сворачивания выпуска ГАЗ-67Б установку перенесли на ГАЗ-63.
Первый автомобиль Горьковского автозавода на Северном Полюсе — лёдо-фрезерная машина на базе ГАЗ-69, 1956 г.
Шнекороторный вездеход ЛФМ-РВД-ГПИ-72 выходит на лёд во время испытаний у Стрелки, слияния Волги и Оки в городе Горький. В 1970-е году эту эффектную машину, предназначенную в том числе для бурения скважин со льда, любили публиковать в научно-популярных журналах.
В своих конструкциях профессор кафедры «Строительные и дорожные машины» Горьковского политехнического института им. А. А. Жданова доктор технических наук Аркадий Фёдорович Николаев нередко использовал узлы и агрегаты автомобилей Горьковского автозавода.