История образования от первобытных времён до наших дней
Сегодня, если человек хочет получить знания и чего-то добиться в жизни, он идет в школу. Но когда появились школы? И как вообще учили молодое поколение раньше?
Эта статья открывает цикл публикаций, посвященных системе образования. Сейчас мы узнаем, как спустя тысячелетия человеческой истории подготовка детей ко взрослой жизни приобрела известные нам формы.
1. Первобытные времена
Вне всяких сомнений, что знания передавались во все времена существования человечества. И очень долго ключевую роль в этом процессе играла фигура наставника – человека, ставящего нас на путь, помогающего избежать лишних ошибок и добиться в жизни большего.
Глобально можно разделить историю человечества на 2 периода: дописьменный и письменный. Соответственно и передача знаний в первом происходила в устной форме и через личный пример наставника.
Некоторое разнообразие появляется с изобретением письменности – способность зафиксировать свой опыт на определённом носителе существенно расширила возможности человека в передаче и накоплении знаний, но в то же время повысила требования к их освоению: чтобы что-то прочитать, необходимо сначала научиться это делать.
2. Древний Египет, Шумеры и Израиль
Довольно сложно проследить в деталях, как формировались древние государства. Вероятнее всего, люди стремились выживать семьями, эти семьи разрастались, образуя большие родовые племена; соседние племена смешивались, создавая большие объединения, а затем это всё переросло в некую структуру, в которой четко распределены роли: одни правят, другие воюют, третьи мастерят, четвертые возделывают поля и т.д. Соответственно потребность в знаниях возрастает.
Первым очагом возникновения государств стал, как его называют, Древний Восток: Северная Африка, Малая Азия и Месопотамия. Наиболее известны здесь такие страны как Египет, Шумеры и Древнеизраильское царство
В этом регионе зарождается два способа получить образование: в специальном заведении и дома. Первый вариант, как правило, был доступен только элите общества, причем девочек к обучению не допускали. В этих учреждениях (или, как сказали бы шумеры, в домах знаний) готовили будущих чиновников и жрецов, и условия были тяжелые: уроки длились весь день, а за проступки предусмотрена система телесных наказаний. Основными дисциплинами были чтение, письмо и счет, в зависимости от страны могли изучаться география, астрономия, некое подобие современной механики.
Иногда богачи нанимали учителей и приглашали их к себе домой.
Существует предположение, что у бедных слоев населения тоже было образование, которое они получали дома. Как это было организовано – наверняка не известно, но вполне могло быть, что дети просто повторяли за родителями или своим наставником.
В продолжение темы следует отметить интересные особенности шумерской и еврейских школ.
Шумерская школа, в отличие от египетской, была более организованной, здесь преподавалось больше предметов, а также существовал выбор направления: “техническое” и “творческое”.
Уникальной чертой еврейской школы было всеобщее “начальное” образование: каждый мальчик должен был с детства знать Тору (священная книга у евреев), уметь её толковать, уважать свой народ и свою религию. Кроме того, в Израиле были как обычные школы для госслужащих, так и направления подготовки для левитов и священников.
3. Образование в Античности: Греция и Рим
Следующий важный этап в развитии образования – Античная эпоха. Если кратко, то именно в это время были сформированы основные принципы и методы обучения современных школы и университета.
Местом, где совершился прорыв в обучении, была Греция. Древние греки пришли к выводу, что человеку для успешной жизни необходимо всестороннее развитие – духовное и физическое. В соответствии с этим выделялось два направления обучения: мусическое (музыка, философия, математика, прочие науки) и гимнасическое (физическая культура, искусство владения оружием, борьба и проч.)
Само по себе образование стало более доступным: каждый гражданин полиса отдавал своего сына в заведение, где того учили писать, читать и считать, а также проводили с ним спортивные занятия. Правда, более полное образование всё ещё могли позволить себе только богатые люди. Они уже занимались риторикой, философией и прочими высокими искусствами.
Появился также формат высшего образования, прообразом которого стали Академия Платона и Ликей Аристотеля. Последний философ определил главную задачу этого уровня обучения: дать основные знания по каждому существующему предмету и развить способность мыслить. В этих двух учреждениях наставники и ученики обсуждали насущные проблемы, стремились найти пути их решения, изучали окружающий мир.
Похожая, но несколько иная система существовала в Риме. Там распространение получило трехступенчатое образование, где первый уровень – тривиальные школы, второй – грамматические школы, а третий – риторические школы.
Тривиальные школы были доступны для всех свободных людей. Там учили грамоте, чтению и письму (по количеству изучаемых предметов – их было три – школа и получила свое название).
Школы грамматические стоили дороже, так что бедняки уже не могли себе их позволить. В этих заведениях подробно изучали право, латинский и греческий языки.
Наконец, высшей школой считалась школа риторики. Она была самой престижной и дорогой, как правило тут учились только дети элиты общества. По названию всё понятно: основным занятием были упражнения в риторике, ораторском искусстве и юриспруденции.
Уникально, что образование в Риме могли получать и девушки. Правда, эта практика была не так сильно распространена.
4. Средневековье
В Средние века распространяются самые разные способы получения знаний: от доминирующих церковных школ до университетов.
Основной чертой образования становится его сословность: в зависимости от того, к какому сословию ты принадлежишь, ты можешь обучаться тем или иным способом. Как уже было сказано ранее, для крестьян существовали церковно-приходские школы, где учили чтению и письму, иногда счету. Знать же, как правило, получала военное и светское образование (этикет, искусства и прочее).
Очень популярны были “нелегальные школы” – это касалось новых наук, преследуемых католической церковью: группа учеников объединялась вокруг своего наставника: опытного медика, астронома и т.д. Они занимались на квартирах друг у друга, тайно посещали важные для их профессии объекты.
Отдельные категории школ формировались в городах: там можно было подробнее изучать точные науки, т.к. росла потребность в квалифицированных рабочих.
Но главным достижением средневековья можно считать появление университетов . Изначально это слово происходит от латинского universum – “общий”, потому как здесь не только учились, но и жили: студенты и преподаватели составляли определенное братство. В университетах обсуждались самые глобальные вопросы: от способов обработки земли до бытия и естества Бога.
5. Новое время
Небольшое пояснение о периодизации: в исторической науке ещё нет единого мнения о том, где проходит граница, разделяющая средние века и Новое время. Некоторые привязывают смену эпох к открытию Америки (1492 год), другие к падению Константинополя и Византии (1453). Но мы с вами будем ориентироваться на отечественную традицию, согласно которой начало Нового времени – буржуазная революция в Англии, т.е. 1640 год и далее.
Такая дата даже удобнее, потому как эта революция вплотную подвела Великобританию к промышленному перевороту, который вывел человека на качественно новый уровень жизни. В индустриальном обществе уже недостаточно просто быть сильным, надо ещё и обладать определенными знаниями.
Это приводит к созданию школы современного типа: класс, дети, учителя, заучивание предметов и нацеленность на подготовку новых заводских рабочих.
Также именно в эпоху Нового времени возникает понятие системы образования: государство берёт воспитание подрастающего трудового ресурса на себя. Появляется министерство просвещения, создаются четкие планы что и как должен знать и уметь ребёнок, когда вырастет. Теперь есть установленное время обучения в школе: 2 года, 3 года, 4 и т.д. Что немаловажно, размывается принцип сословности: хотя до сих пор есть много ограничений, но всё же талантливый крестьянский сын вполне может из сельской школы попасть в городскую, а потом в университет и добиться высот.
- Итак, новое время – это зарождение классического типа школ.
6. 20 и 21 век
Двадцатый век в истории человечества выдался сложным: две мировые войны, резкий скачок в научном развитии, освоение космоса, холодная война, изменение формата международных отношений. Это отразилось на развитии системы образования – но всё по порядку.
К двадцатому веку стало понятно, что выигрывает тот, кто больше и лучше производит, а для этого необходимо грамотное население, которое способно понимать инструкции и работать за станком. Так появилась идея о всеобщем образовании.
Однако, будущему рабочему недостаточно просто читать, писать и считать – он ещё и должен разбираться в особенностях своей профессии, будь то химическая отрасль, машиностроение или что-либо ещё. Поэтому, во-первых, в школьное расписание добавляют самые разные предметы: физику, химию, биологию и т.д., чтобы ученик понял основы этих наук и решил, где он хочет учиться дальше.
Дальше – это уже вторая ступень образования, профессиональная. После школы подросток должен непосредственно изучить свою профессию, для чего он поступает в колледж или техникум. И вот, через 4 года новый рабочий готов!
Но, кроме того, стране нужны “мозги”: ученые, руководители и другие представители интеллигенции. Поэтому после колледжа можно пойти в институт/университет, где студента научат рассуждать, анализировать, ставить эксперименты, принимать решения и руководить.
Собственно, в таком виде система образования и вошла в XXI век. Разве что, учиться в школах стали дольше – с 7 лет до 11, да и в институтах появилась градация: бакалавр, магистр и т.д. Кроме того, по сей день учебная система проходит через цифровизацию: внедрение новых технологий. Например, интерактивные доски в школах, электронные формы отчетности и коммуникаций между сотрудниками и учениками учреждений, дистанционное обучение и онлайн-порталы. Вот такая вот история.
______________________________________
Если вам понравилась статья, то прошу поддержать канал лайками и подпиской. Кроме того, рекомендую присоединиться к моему телеграм-каналу, где вы сможете получить уведомление о новых статьях и увидеть короткие реакции автора на текущие события -> https://t.me/POLandSOC
Ссылки на остальные статьи по образованию:
2) История образования в России, часть 1
https://dzen.ru/a/Zv0vHtZ5c39jFAz8
3) История образования в России, часть 2
https://dzen.ru/a/ZwEf74aB52tI7Rky
4) Некоторые интересные черты школ мира
https://dzen.ru/a/ZwubXQQfF0QP0dNg?share_to=link
5) Отечественные инновации в сфере образования