Найти тему

«Потомки солнца», правда и вымысел!

Не много предыстории. Откуда взялась идея написать ряд статей, посвященных тактическим разборам военных дорам. Видимо так было угодно Высшей силе, что у обычного российского отставного офицера спецназа ГРУ (части специального назначения главного разведывательного управления генерального штаба МО РФ) супруга увлечется просмотром дорам, и начнет искать сериалы для совместного просмотра, и конечно найдет! А дальше дело техники, наметанный глаз сразу цепляется на не соответствия реальности, и появляется огромное желание поделиться этим со всем миром.

Вы можете подумать, что дорамы, даже посвященные службе в армии и тем более в силах специальных операций не могут быть предметом серьезного тактического разбора. В большинстве случаев это действительно так, и в большинстве случаев военные дорамы даже не претендуют на достоверность. И в этой статье мы разберем не мало киноляпов, сценарных и фактических недочетов и ошибок. Однако хорошего будет тоже не мало.

Итак, в этой статье мы проведем тактический разбор популярнейшей дорамы «Потомки солнца».

Самое главное, чтобы не вызвать гнев огромной армии поклонников «Потомков солнца» и Сон Джун Ки, ответственно заявляю, «Потомки солнца» - это очень добрая, качественная дорама с отличным актерским составом о любви, о дружбе, о человеческих отношениях, местами сдобренная искрометным юмором и украшенная фантастическим саундтреком. Вне всякого сомнения, она заслуживает просмотра. Однако освещение деятельности Сил специальных операций Вооруженных сил республики Корея (далее ССО ВСРК) дело не простое, и на ряду с действительно интересными моментами, постановщиками и сценаристами был допущен ряд ошибок, которые мы рассмотрим. Отдельную часть статьи посвятим наиболее реалистичным моментам, которые освещают службу бойцов ССО ВСРК.

Описывать сюжет и характеры персонажей не будем, оставим это для личного просмотра. Долго думал, как структурировать информацию, и решил, что оптимальным и наиболее удобным будет провести разбор каждой серии. Таким образом удастся избежать путаницы и большого объема информации в одной статье. Итак, погнали.

Серия 1.

Что не соответствует правде:

  1. С первых минут фильма мы знакомимся с бойцами команды «Альфа»
  • Командир подразделения – капитан Ю Си Джин (Сон Джун Ки) «Босс» / «Большой Босс»
  • Заместитель командира – старший сержант (именно старший сержант!, не старшина, не сержант) Со Дэ Ён «Волк»·
  • Снайпер – сержант Им Гван-нам «Пикколо»·
  • Инженер-подрывник –сержант Чхве У Гын «Снуппи»·
  • Стрелок - младший сержант Гон Чхоль Хо «Гарри Поттер»

И что же нас тут смущает.

Во-первых, абсолютно непонятная оргштатная структура подразделения. Дело в том, что стандартная численность группы ССО ВСРК – 10 человек, и это соответствует средней численности групп специального назначения в большинстве армий мира. Так что постоянная группа из 5 человек – это не правда, так как в ней банально не хватит людей для замещения стандартных должностей в группе ССО, ведь кроме имеющихся персонажей должны быть, как минимум: 2-3 командира отделения или секции, связист, гранотометчик (оператор ПТУР), авиа-арт корректировщик (оператор БПЛА), саниструктор-парамедик, пулеметчик, и 2-3 стрелка. Даже при условии, что некоторые бойцы могут совмещать 2 специальности, мы видим, что 5 человек — это очень мало.

Во-вторых, офицер в звании капитан, должен командовать как минимум ротой, в ССО ВСРК – это около 50 человек. И вообще, в армии Южной Кореи, офицерский корпус не такой уж большой, очень много командных должностей замещают военнослужащие контрактной службы категории сержантов. Можно было предположить, что капитан Ю Си Джин – злостный нарушитель воинской дисциплины которому не дают подняться выше командира группы, однако по сюжету мы понимаем, что это не так. Так что снова грубое несоответствие.

2. Далее мы видим выдвижение команды «Альфа» на позицию в ночное время, через расположение своих сил.

Во-первых, отсутствие приборов ночного видения, для подразделений ССО ВСРК – это обязательная экипировка для действий в ночное время.

Во-вторых, отсутствие и боевого и походного порядка, бойцы двигаются исключительно, чтобы попасть в кадр, и при этом держат на прицеле бойцов подразделения оцепления, это повышает опасность дружественного огня.

В-третьих, отсутствие взаимодействия и радиосвязи с подразделением оцепления военной полиции. Это может легко привести к дружественному огню и жертвам среди военнослужащих. По всем правилам, подразделение оцепления, должно быть предупреждено по рации о приближении подкрепления и о передаче командования операцией командиру группы ССО. Фраза Ю Си Джина: «Теперь я командую операцией» - вообще ничего не означает для командира оцепления, без подтверждения от его прямого начальства.

3. И тут у нас появляются новые персонажи – спецназовцы армии КНДР (Северной Кореи), во главе с командиром - старшим лейтенантом Ан Джун Кином. Данный эпизод просто напичкан клише из боевиков девяностых:

Во-первых, форма одежды и экипировка северокорейских спецназовцев. В кадре они одеты в общевойсковую повседневную форму армии КНДР. Это попытка показать контраст между технически продвинутыми южнокорейскими спецназовцами и отсталыми бойцами из Северной Кореи. На самом деле спецназ армии КНДР прекрасно экипирован, на боевых заданиях использует форму и экипировку, изготовляемую для сил специального назначения китайской армии, выполненную по последним стандартам «спецназовской моды» и ничуть не уступает, а местами и превосходит экипировку спецназа Южной Кореи.

Во-вторых, мы снова видим совершенно непонятное по численности подразделение из 3ех человек, во главе с офицером. Как мы выясняли раньше это никак не соответствует реальным потребностям выполнения специальных мероприятий.

4. Эпичная сцена ножевого боя. Эта сцена возможна лишь в кино и на показательных выступлениях. В боевых условиях такой контакт в таком виде – не возможен. Бойцы стараются убить противника как можно быстрее, и как можно экономичнее. Так что бои в стиле боевиков 80-90 х годов – выдумка сценаристов. Еще больший бред, ножевой бой на штык-ножах, нет более неудобного ножа для работы рукой, чем штык-нож, ведь это в первую очередь, штык, потом кусачки, потом многофункциональный инструмент, открывашка, и в самую последнюю очередь нож. Техника боя у обеих сторон южнокорейская, ее можно увидеть на всех показательных выступлениях южнокорейского спецназа. Ну и вишенка на торте, сами южнокорейские военные признают, что в рукопашном бою, во всех его вариантах, в том числе и в ножевом бою, спецназ Северной Кореи намного сильнее, так что вероятность победы двух южнокорейских спецов против трех северокорейских стремиться к нулю.

Штык-нож в штык-нож
Штык-нож в штык-нож

5. По ходу серии мы знакомимся с новым персонажем - лейтенант медицинской службы Юн Мен Джу, врачом медсанчасти подразделения в котором служат бойцы команды «Альфа», и совершенно случайно дочка генерал-лейтенанта Юн Гиль Джуна, высокопоставленный начальник ССО ВСРК.

Самым странным в первой серии является поведение Юн Мен Джу с офицером старшим по званию – Ю Си Джином. Они служат в одной части, она прекрасно знает Ю Си Джина, однако при этом максимально дискредитирует его при общении с доктором Кан Мо Ён (не буду спойлерить, но это очень важный персонаж). Дело в том, что Южная, а в прочем и Серверная, Кореи – очень иерархичные страны, все общество пронизано иерархическими связями, поэтому столь дерзкое поведение младшего по званию, можно объяснить, пожалуй, лишь потерей контроля ревнивой женщины и папочкой-генералом. И то, подчеркну еще раз, для ВСРК данная ситуация крайне нетипична. В некоторых вариантах перевода звучат термины про увольнительную и самоволку, ни к Со Дэ Ёну – военнослужащему контрактной службы, ни тем более к офицеру - Ю Си Джину, данные термины не применимы. У них есть и свободное личное время, и выходные дни.

6. Очень эпичная сцена, когда после объявления сбора в части за Ю Си Джином прилетает вертолёт UH-60 Black Hawk, и красиво забирает его с крыши больницы. Как бы красиво не выглядело, в данном конкретном случае – почти бредовая ситуация. Чтобы такое произошло, должна произойти некая супер- безвыходная ситуация, и Ю Си Джин должен был являться абсолютно уникальным специалистом, ни одно из этих утверждений тут не работает. Ситуация как выяснилось позже – сложная, но не сиюминутная, а Ю Си Джин – спец хороший, но в ССО ВСРК отнюдь не единственный. На самом деле, на случай экстренных вводных в части всегда есть дежурное подразделение, находящееся в наряде в полной боевой готовности. При сборе по тревоге есть четкие временные нормативы прибытия в часть, экипирования, погрузки в транспорт, и погрузки в самолет для вывода в район оперативного предназначения. На все эти мероприятия закладывается ну никак не меньше трех часов. Ю Си Джин не покидал территории города, так что время у него было на все, а тратить деньги на транспортировку одного человека, без веских на то оснований – максимально не целесообразно, а командование ВСРК деньги считать умеет.

вертолёт UH-60 Black Hawk забирает капитана Ю Си Джина
вертолёт UH-60 Black Hawk забирает капитана Ю Си Джина

7. Ну и вишенка на торте – сцена в конце серии. Команда «Альфа» летит впятером на борту самолета C-130J Super Hercules – самолет полет которого обойдется в копеечку для оборонного бюджета Республики Корея, и его используют для переброски всего 5!!!! человек, при том что он может взять 64 парашютиста – опять сверх не рационально, а армия, тем более Южнокорейская – организация максимально практичная и рациональная.

Самолет C-130J Super Hercules
Самолет C-130J Super Hercules

Далее, я просчитал дальность перелета до конечной точки и получилось, что самолет летит на пределе своей практической дальности, тоже не прибавляет реализма. Ну и самая клишированная сцена – когда бойцы срывают со своих шей жетоны, и старший сержант Со произносит: «Если мы погибнем во время операции, нас не должны опознать», а при этом на шлемах всех бойцов крупно нарисован флаг Южной Кореи – это прямо конкретный киноляп! Если подразумевается применение ССО в нелегальных операциях применяется снаряжение вообще без знаков различия, а жетоны и все документы остаются в расположении подразделения. Так что сцена с жетонами – просто фейк и клише. Почти сразу после этого открывается рампа самолета, и один из бойцов спрашивает командира: «Где мы?», и только в этот момент он дает ему ответ, где они находятся. Данная сцена максимально вводит зрителя в заблуждение. Брифинг с описанием задачи, места и деталей операции, даже в экстренном режиме проводится перед погрузкой в самолет, по возможности еще раньше, поскольку необходимо подобрать наиболее подходящее вооружение и экипировку и разработать тактику действий. Иначе это равносильно самоубийству. И вообще, в последствии выяснилось, что задача команды «Альфа», соединиться с военнослужащими ССО США на базе!, в пункте временной дислокации, так что никакой необходимости в доставке парашютным способом не было, а увеличение риска, было бы абсолютно не оправдано.

Команда "Альфа" перед десантированием
Команда "Альфа" перед десантированием
Шлемы бойцов с флагом Республики Корея
Шлемы бойцов с флагом Республики Корея

8. Во всех сценах бойцы команды «Альфа», кроме снайпера, «работают» с пистолетами-пулеметами (Heckler & Koch MP5), а это отнюдь не самое универсальное оружие, и в частности не самое удобное и ходовое в частях ССО, поскольку решает преимущественно полицейские и контртеррористические задачи, и особо подходит для разведывательно-диверсионной деятельности.

бойцы команды "Альфа" с пистолетами-пулеметами Heckler & Koch MP5
бойцы команды "Альфа" с пистолетами-пулеметами Heckler & Koch MP5

9. Общий момент, в большинстве переводов, военные приветствуют старших по званию фразой: «Честь имею», уж не знаю, как это звучит на корейском, но на русском данная фраза используется при прощании, и в ходу лишь у части офицерского состава, поэтому режет слух любого военного. Гораздо уместнее было бы использовать стандартную фразу: «Здравия желаю», но это не к создателям сериала, а именно к переводчикам.

Ну что же, мы рассмотрели минусы, пора рассмотреть и позитивные моменты.

1. Форма, знаки различия, погоны, нашивки и экипировка. Все максимально чётко и приближено к действительности, все элементы экипировки (кроме оружия, про выбор оружия писал выше) соответствуют задачам, пример «работа» в поле, и подготовка к десантированию. На форме всегда легко читаются знаки различи званий и принадлежность к роду войск.

К слову, в корейском кинематографе всегда правдоподобно воспроизводят военную форму, думаю это связано с реально всеобщей воинской повинностью. В общем по этому пункту однозначный, жирный плюс!

2. Сцена оказания первой помощи воришке Ким Ги Бому. Очень хорошо показана именно спецназовская находчивость, при иммобилизации шейного отдела позвоночника при помощи плюшевых медвежат, голеностопа подручными средствами, и полное описание обстоятельств травмы и проведенных мероприятий маркером на предплечье пострадавшего – очень грамотный момент.

Иммобилизация шейного отдела позвоночника медвежатами
Иммобилизация шейного отдела позвоночника медвежатами

3. Модельная внешность бойцов ССО. Тут у вас может возникнуть сомнение, почему я вынес это в плюсы. А потому, что это действительно так. Зацикленность на внешнем виде – это просто глобальный «бзик», всех южнокорейцев. И так как в Южной Корее реальная воинская повинность, все поп-звезды и актеры служат в армии, и многие служат в том, числе и в частях специального назначения. В частности, исполнитель роли Ю Си Джина - Сон Джун Ки, приступил к съемкам в «Потомках солнца», сразу после демобилизации из армии, а службу он проходил в патрульном подразделении в демилитаризованной зоне, на границе с КНДР. Это место имеет славу горячей точки, и служба там сопряжена с реальным риском для жизни, есть шанс подорваться на мине или стать жертвой диверсии или провокации со стороны армии КНДР.

Есть даже шоу на корейском телевиденье, его еще можно найти на Ютубе, где корейские спецназовцы действующие и бывшие соревнуются с американскими спецназовцами. Так вот все корейские спецы выглядят, как фотомодели, но при этом почти всегда уделывают своих американских визави, которые выглядят как гибрид «Скалы и Тора». Так что поговорка: «Внешность обманчива» - это как раз про корейский спецназ!

4. Этот плюс оценят особо романтичные натуры. Он посвящен отношениям лейтенанта Юн Мен Джу и старшего сержанта Со Дэ Ёна. Казалось бы, офицер, врач, дочь генерала, зачем ей отношения с младшим по званию, не офицером, без перспектив к повышению, ведь именно так думает отец Юн Мен Джу – генерал Юн. Но у любви нет преград, и в жизни на службе я такое наблюдал лично. Так что история вполне реальна.

Юн Мен Джу и Со Дэ Ён
Юн Мен Джу и Со Дэ Ён

И не так уж важна истинная причина, протест дочери против отца, протест против устоев общества, усталость от офицерского самовозвеличивания и желание простых и понятных отношений, важно, что такое бывает, важно, что есть такие пары, важно, что они бывают счастливы друг с другом.

На этом жирные плюсы перовой серии, к сожалению, заканчиваются. Однако это не конец, нас ждет увлекательное погружение в разбор всех серий «Потомков солнца»

Продолжение следует……..