Так вышло, что я смотрел этот фильм два раза. В первый раз, это было начало (скорее всего, зима или ранняя весна) 1999-го, ночью на Первом канале (он тогда, кажется, ОРТ, назывался), второй раз – лет десять, или около того назад. Пересматривать в третий раз, наверное, я его не буду, по вполне понятным причинам…
Почему я решил поговорить именно про этот фильм? На самом деле, сказать сложно. Может потому, что там есть «второе дно», которое можно видеть только на титрах в конце фильма, может, по каким-то другим причинам. Но, как мне кажется, сам по себе фильм… стоит того, чтобы сказать про него несколько слов.
Итак, скажу честно, в тот первый раз я попал на фильм случайно. Сидел дома, щёлкал каналами – я был один дома, спать не хотелось – и попал на этот фильм. Попал на момент, когда ««Коробочка-2», ребят хорони», если вы понимаете, что именно подразумевал командир. И показали, как танк это делает. Не самое приятное зрелище, на самом деле… Ну, а потом я уже просто смотрел фильм…
Кстати, как мне кажется, есть и ещё одна причина – тут недавно, к одной из статей комментарий был о том, как "русские" оскорбляли "нерусских" при СССР, и как потом «нерусские» «отомстили». На самом деле, я сказал бы, что эта «причина» притянута за уши, так как у всех этих «беспорядков» были совершенно иные причины – например, есть такая организация, ЦРУ называется. И они тратили очень большие деньги на то, чтобы «разжечь» определённые настроения в республиках СССР. Да и потом, если брать ситуацию с Чечнёй – был там такой… американский след, если можно так выразиться… Но, на самом деле, я сейчас не об этом.
Знаете, я хотел бы сказать и о том, можно ли назвать «Чистилище» страшным фильмом. Ну, помните, была у меня статья про страшный советский фильм, которую, не сказать, чтобы хорошо поняли. Так вот, как мне кажется, именно страшным, наверное, «Чистилище» назвать не получится. Он не страшный, он скорее… неприятный. Неприятный в смысле зашкаливающей жестокости, физиологичности и натуралистичности некоторых сцен и моментов. Кстати, я не буду говорить, что это плохо. Да, Невзоров хотел показать «всю правду войны», и, отчасти, у него это удалось. Фильм основан на реальных событиях, почти у каждого персонажа есть свой реальный прототип. Но, на самом деле, художественная ценность фильма не только в его относительной достоверности. Собственно, о достоверности фильма говорит и то, что перед тем, как снимать фильм, Невзоров очень долго говорил с людьми-участниками тех событий, изучал материал. В общем, старался сделать всё как можно более достоверным и правдивым. И, в общем-то, у него это удалось. Есть, правда, один нюанс…
Как известно, деньги на фильм давал некто Б. Березовский, который помогал, в том числе и боевикам. Ну да, тем самым террористам, с которыми там воевали наши ребята. И вот, если смотреть фильм до самого конца, то там потом идут титры о том, что через несколько дней, федеральные силы отступили из больницы. То есть, то, за что они сражались, то, ради чего погибло много ребят, то, ради чего погиб танкист Игорь – всё было зря. Кажется, это называется, «отнять победу», да? Понятно, что не было возможности поддержать парней, не было возможности прислать им подкрепление и всё такое… Сами знаете, что на тот момент творилось в армии. И понятно, что парням пришлось отойти – как я понимаю, там ранены были вообще все. Только вот то, что не было возможности прислать туда свежие силы, которые сделали бы их подвиг не бессмысленным – очень и очень плохо. И именно в этом, как мне кажется, и есть «двойное дно» фильма. Парни сражались и гибли за эту больницу. Проливали кровь – как свою, так и чужую. А потом всё оказалось зря…
Конечно, с другой стороны, не совсем зря – было ликвидировано немало боевиков, в том числе и их командир, которого очень хорошо сыграл Нагиев. Кстати говоря, я читал на одном канале чуть ли не цикл статей о том, кто кого играл, кто был прототипом того или иного человека, откуда, например, взялся миф про «белые колготки», и так далее. Канал хороший был, но я не уверен, что он ещё существует…
И, кстати говоря, имеет смысл поговорить о персонажах фильма. О том, как там показана ненависть к русским – только за то, что они русские, и так далее… И, раз уж я упомянул тех самых «дам»… В фильме есть две женщины. Одна – страшная, как моя жизнь (на самом деле, у меня жизнь не самая простая), вторая ещё более-менее даже симпатичная. Они из Прибалтики. Литва или Латвия – акцент смогли изобразить очень хорошо, и они – снайперы. Потом ходил такой миф, что из стран Прибалтики приезжали туда биатлонистки, которые «на полставки» как раз снайперами и подрабатывали. Сложно сказать, было ли такое на самом деле, или нет, но в фильме две такие дамы есть. И они стреляют по русским солдатам с особой жестокостью. Нет, не убивают – ранят. А потом просто убивают всех, кто пытается ребят вытащить из-под огня. И вот это, как мне кажется, дело такое… показательное. Дело в том, что в США была такая доктрина. Может, и сейчас есть, я давно не читал об этих вещах. Суть такая, что «убил одного – вывел из строя одного, ранил одного – вывел из строя многих». То есть, ранил одного – он уже не боец. При этом, вывел из строя тех, кто будет «вытаскивать» его из-под огня, вывел из строя тех, кто будет эвакуировать его с поля боя, плюс большой деморализующий эффект, и многое-многое другое. Плюс, страна будет тратить деньги на лечение этого солдата – и немалые деньги, на самом деле, и многое, многое другое… И эти снайперши как раз что-то подобное и использовали – да ещё и убивали тех, кто пытался «достать» раненого ими солдата… И вот ведь что хотелось бы добавить – а откуда у них ненависть к русским-то? Что у старшей, что у младшей? Первая при СССР, наверняка, неплохо так жила. Получила образование, нормальную работу и всё остальное. Скорее всего, в самом деле, биатлоном занималась, или чем-то ещё. Младшая тоже видела от СССР только хорошее. И тут, на тебе – такая, совершенно звериная ненависть к русским… Понятное дело, что на пустом месте такое не появляется… Кстати, обе потом получили, что называется, «по делам своим». Сначала младшая получила пулю туда, куда она обычно целила нашим солдатам, а потом и старшая (но я это уже не помню)…
О зверствах остальных я писать не буду – потому что Дзен точно не пропустит статью. Но, они были, и они были очень жестокими. Опять же – террор, это «оружие» тех, кто просто не может сражаться честно. Они стараются запугать, показать, какие они смелые и «крутые», но на самом деле… Издевательства над ранеными, то, что они делали с телами и прочие вещи – это показатель не крутизны, а слабости и трусости. Смелый и умственно здоровый человек не будет глумиться над мёртвым, а вот человек, который… не особенно здоров психически – будет. Хотя, если учесть, что среди боевиков было немало любителей «веществ», да и просто людей… не особенно умных – в конце концов, фанатики, они такие. Их ненависть сначала «разжигается», а потом просто направляется «куда надо». И они идут убивать и делать прочие нехорошие вещи…
Но, в то же время, фильм показывает и героизм. Героизм наших парней, которые оказавшись в совершенно безвыходной ситуации, не сдались, не побежали, а продолжили сражаться. Героизм танкиста Игоря Григоращенко – который не только не принял предложения полевого командира боевиков, но и «ушёл с музыкой», положив по позициям боевиков несколько снарядов. Он знал, что ему не выжить – но принял решение… Ну, и конечно же, то, как двое «спецов», разобрались с тем самым полевым командиром… АГС – отличное средство для «лечения» таких, как он. Кстати, это слова того «спеца», который из АГС и стрелял…
Вот такое вот, очень непростое кино…