Найти тему
Записки актёра

Константин Райкин удивил меня спектаклем в Сатириконе с пошлостью и «фигой» в кармане

Здравствуйте! Константин Райкин уже который раз меня удивляет. И, надо сказать, удивляет не в самом хорошем смысле. Недавнее его высказывание про современный театр меня сильно впечатлило. Это я том, где Райкин говорит о классике, и что её непременно нужно осовременивать и переиначивать, иначе уснуть можно (приведу цитату чуть ниже), потом его спор с Марией Шукшиной, в котором Константин Аркадьевич яро выступает за то, что государство обязано давать деньги на культуру, а вот вмешиваться в культурные процессы и во внутреннюю кухню творцов не должно. А теперь вот и спектакль в его театре «Сатирикон», который вызвал много обсуждений, споров, в котором углядели множество политических намёков и эдакую «фигу в кармане». Обсудим и обменяемся мнениями.

Константин Райкин
Константин Райкин

Дорогие читатели, я ещё студентом был буквально влюблён в театр «Сатирикон». Мы часто туда бегали по студенческим (пускали бесплатно) и пересмотрели почти все спектакли. Как же я любил спектакль «Ричард третий» с Райкиным в заглавной роли, обожал «Короля Лира» и многое другое. У Сатирикона всегда был свой неповторимый стиль, была какая-то своя атмосфера и даже, как мне думается, своя немного иная аудитория. То ли это мне так казалось, то ли спектакли производили сильное впечатление, но зритель в этом театре смотрел спектакли как-то иначе, по-другому дышал (я всегда стараюсь чувствовать дыхание зала). Но сейчас я этот театр не понимаю.

Слишком много экспериментов, символизма и как-то замудрёно что ли. Нет, я и сейчас считаю его одним из лучших столичных театров, но лично меня туда не часто тянет. И вот, вдруг, читаю новости, мол, в Сатириконе высказались против нынешних событий своим спектаклем. Думаю - как так? Ведь театр государственный. Открываю новости, вчитываюсь и понимаю, что речь шла о спектакле молодого режиссёра Александра Локтионова «Государь - стендап», который премьерился ещё в феврале этого года. Я был на премьере, поскольку моя подруга и землячка служит в Сатириконе. И, честно говоря, не припомнил я каких-то высказываний против. Вернее, не так - там много намёков на политику, но трактовать их можно как угодно.

Фото со спектакля «Государь - стендап» (далее фото от туда же)
Фото со спектакля «Государь - стендап» (далее фото от туда же)

И один общественный деятель углядел там высказывание, а наши журналисты раструбили это на всё медиа пространство. Да так раструбили, что многие мои коллеги и даже довольно далёкие от театра знакомые обсуждают Райкина и этот спектакль. В ТГ каналах о культуре тоже сейчас пишут, мол, это фига в кармане и хорошо бы проверить Райкина и театр на дискредитацию и оскорбления. Что ж, давайте разбираться что же это за спектакль. А я лично считаю, что спектаклем это называть нельзя!

Это реально стендап, причём, не очень талантливый. Короткий (на час с небольшим), одноактовый перформанс с четырьмя молодыми артистами, которые на сцене поют, пляшут, шутят и пытаются пародировать ТНТ. В афише заявлено, что спектакль поставлен по трудам Платона и Макиавелли. Я не так силён в их трудах, но критики пишут, что там от силы парочка цитат, причём, самых поверхностных, будто авторы опирались лишь на первую страницу о Платоне и Макиавелли в Википедии. К тому же, там много весьма сниженной лексики, дворового жаргона и мата.

-3

По сюжету, четверо людей из будущего рассказывают нам стендап от имени героев прошлого. Там и Иван Грозный шутки шутит, и Пётр Первый, и советские вожди. И все эти шутки мне были совсем не смешны. Например, Пётр Первый шутит: «Наденьте парик сначала на себя, а только потом на ребёнка», или Иван Грозный ставит колы (как отметки в школе) своим холопам, учит их танцевать вприсядку и требует его слушать раболепно.

Какой-то сборник скетчей без смысла и морали. Всё это разбавлено песнями - пародиями, в которых заменили слова, например, «На киберстанцию вагон отправится. Ракета тронется, а шатл останется…». Будто КВН на сцене Сатирикона, и не самый талантливый. Про политику там много. Шутки про 37-й год - «Год эффективного менеджмента», много шутят про СССР, хрущёвки, очереди и железный занавес, будто бы сравнивая с нынешними временами. Ну а высказывание, за которое и зацепились в СМИ - там герой рассказывает басню про синичку и железного человека, в которой говорит: «выражается надежда на крах всякого зарвавшегося диктатора»

-4

Там не уточняется какого и нет конкретики, но намёк многие углядели именно на нашу власть. Когда я учился в театральном институте, нам на истории театра рассказывали как мастерски умели высказываться Любимов, Захаров, Эфрос и другие великие режиссёры. Как они вуалировали свои политические высказывания и сатиру, как тонко и не явно, не в лоб умели вплести в спектакли, что зритель хохотал, а придраться было не к чему. Но тут - в Сатириконе весь спектакль пронизан шутками в лоб.

И я лично думаю, что нет там никакого протеста, хотя определённая фига в кармане имеется. Но сам факт того, что в государственном театре за бюджетные деньги выпускают спектакли с матом и похабщиной меня жутко печалит. Я не против экспериментов, новых жанров и новаторства, но зачем тащить пошлость на подмостки да ещё за наши налоги?

-5

А вы что думаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях!

Очень вас прошу подписаться на Телеграм - канал «Записки актёра»! Вы очень поддержите и поможете развитию моего проекта🙏 Там вас ждёт много интересных моментов из закулисья, викторины по кино и театру и многое другое. Спасибо вам огромное!

Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:

Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!

Удачи вам, здоровья и только правды!

Автор: Сергей Марочкин

До встречи!