Найти тему
Анатолий Цыганков

Без партий и виртуально

Заседание Общественного совета при Избирательной комиссии Карелии.
Заседание Общественного совета при Избирательной комиссии Карелии.

Разговор о некоторых аспектах недавно завершившихся выборах в органы местной власти.

Вчера состоялось заседание Общественного совета при Избирательной комиссии Карелии, обсуждались несколько вопросов, среди которых два представляют особый общественный интерес. В Карелии, как и во всей стране, расширяется практика применения дистанционного электронного голосования (ДЭГ), и важно понимать какие процессы происходят в этой сфере. С сообщением на эту тему выступил председатель Избиркома Карелии Алексей Бахилин. И второй вопрос касался темы постепенного угасания института самовыдвижения на муниципальных выборах (ситуацию проанализировал председатель Общественного совета при Избиркоме РК Анатолий Цыганков).

Дистанционное электронное голосование: уровень доверия

В 2024 году состоялись две избирательные кампании, в ходе которых в Карелии применялось дистанционное электронное голосование. В марте проходили президентские выборы, в сентябре в Карелии состоялись муниципальные выборы. Не надо объяснять, что интерес граждан к избирательной кампании федерального уровня, особенно когда выбирается президент страны, много выше, чем к избирательной кампании муниципального уровня. К тому же, надо сразу сказать об этом, в единый день голосования выбирали глав и депутатов поселений не все избиратели республики, а лишь 79 тысяч 240 человек, то есть порядка 16% от общей численности избирателей республики. Потому, когда мы сравниваем показатели по ДЭГу в двух прошедших избирательных кампаниях, данное обстоятельство следует учитывать.

В ходе президентской избирательной кампании численность участников дистанционного электронного голосования составила в Карелии 42 тысячи 596 человек (8,7% от числа избирателей, включённых в списки). На сентябрьских муниципальных выборах число участников ДЭГа в пятнадцати территориальных избирательных округах составило 3 тысячи 999 человек, это значит, что немногим более 5% избирателей (от включённых в списки) участвовали в дистанционном голосовании.

Явка на президентских выборах с применением ДЭГ составила 92,7%, а на муниципальных выборах – 83,1%. Этот показатель, пожалуй, самый важный для понимания значимости дистанционного электронного голосования. Средняя явка на муниципальных выборах в единый день голосования составила примерно 23% (избиратели голосовали непосредственно на участках), а среди тех граждан, которые заявили, что будут голосовать дистанционно (4069 чел.), но по каким-то причинам не сделали этого, не проголосовали всего 70 человек. 3 тысячи 999 избирателей воспользовались дистанционным электронным голосованием, то есть явка на «участке ДЭГ» составила 83%. Из чего можно сделать вывод, что людям так удобнее голосовать и они охотно включаются в процесс дистанционного голосования, пользуясь для этого современными техническими средствами.

Председатель Избирательной комиссии Карелии Алексей Бахилин (слева).
Председатель Избирательной комиссии Карелии Алексей Бахилин (слева).

А. Бахилин, привёл общую статистику, заметив, что сейчас проводится углублённый анализ и в обозримой перспективе можно будет определить ещё и возрастной состав участников ДЭГ. Думается, что таких избирателей должно быть больше среди молодых людей («интернет-поколение»), хотя не исключено, что это ошибочное представление.

Сейчас лишь можно с уверенностью выделить территории, где был выше или ниже процент участников ДЭГа. К первой группе относятся Беломорский район (явка - 97,4%; в абсолютных цифрах – это 38 человек), г. Костомукша (87,8%, или 43 чел.) и Лахденпохский район (86,3%, или 208 чел.). Если же не в процентах электоральную активность измерять, а смотреть на число голосовавших с применением ДЭГ, то наибольший интерес к дистанционному голосованию проявили жители Сортавальского муниципального округа (1048 чел.) и Петрозаводского округа №8 (781 чел.)

Самое меньшее число избирателей голосовавших дистанционно на муниципальных выборах фиксируется в Кондопожском районе (54,8%, но это всё равно выше средней общей явки по Карелии в 23%), в Пудожском (68,2%) и в Калевальском (70%) районах.

Оценивая в целом практику применения ДЭГ в Карелии – а уже несколько избирательных циклов прошло с использованием дистанционного голосования, Алексей Бахилин подытожил: система работает.

-3

Институт самовыдвижения: есть у него будущее?

Избирательные кампании в России становятся всё более партийными по субъектам выдвижения. Число кандидатов, готовых использовать институт самовыдвижения, постоянно снижается и напротив растёт число партийных кандидатов, баллотирующихся в органы власти. О том как практика самовыдвиженчества работает в Карелии, я рассказывал, использовав для этого электоральную статистику трёх последних избирательных кампаний в органы местной власти.

Но прежде чем собственно к этой теме обращусь, напомню, что в России институт самовыдвижения действует с 1997 года, когда был принят закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В избирательных кампаниях до второй половины 2000-х годов этот институт активно применялся, бывали времена, когда на партийных кандидатов приходилось всего лишь по 10 процентов, а остальные кандидаты предпочитали идти на выборы как независимые, предпочитая статус кандидатов-самовыдвиженцев. Причин тому много, только две назову. В те годы неустойчивой была политическая система в России (только шёл процесс формирования многопартийной системы) и напротив велика была политическая активность граждан, желавших лично участвовать в преобразовании страны.

С годами ситуация менялась, институт самовыдвижения становился редкостью для выборов федерального уровня (президента, депутатов Госдумы), точно также всё меньше становилось кандидатов-самовыдвиженцев на региональных выборах (в губернаторы, в депутаты законодательных органов) и сохранялся данный институт преимущественно на уровне муниципальных выборов.

Для анализа функционирования института самовыдвижения я рассмотрел три последних избирательных цикла. В 2022 году в Карелии проходили 56 муниципальных кампании, распределялись 1547 мандатов депутатов органов местной власти. Заявились на эти выборы 49 кандидатов-самовыдвиженцев, из которых процедуру регистрации прошли лишь 24, а избраны в местные советы депутатов оказались всего девять самовыдвиженцев, или 0,6% от общего числа распределяемых мандатов. Похожая картина наблюдалась и в 2023 году, когда в республике состоялось 60 избирательных кампаний в органы местного самоуправления, распределялись 1835 депутатских мандатов. 33 кандидата-самовыдвиженца пошли на выборы, только 19 из них сумели пройти регистрацию, а депутатами поселений избраны были 11 кандидатов-самовыдвиженцев (те же 0,6%). В нынешнем году распределялись 113 депутатских мандатов. В качестве кандидатов-самовыдвиженцев шли 11 человек, из которых четверо были зарегистрированы, а из них избраны депутатами только двое (1,8%).

В избирательных кампаниях на должности глав поселений кандидатов-самовыдвиженцев много больше, что и понятно, это реальная власть, распоряжающаяся местными бюджетами. В 2022 г. в 27 избирательных кампаниях на должности глав поселений участвовали 25 кандидатов-самовыдвиженцев, 13 из них были зарегистрированы, только один победил на выборах (3,7%).

В 2023 году так же 27 избирательных кампаний, 15 кандидатов-самовыдвиженцев, 8 из них участвовали в выборах, одна победа (3,7%). И в сентябре 2024 года - 9 избирательных кампаний, 7 кандидатов-самовыдвиженцев выдвинуты, трое зарегистрированы, ни одной победы (0%).

Почему сокращается число кандидатов, готовых баллотироваться в органы МСУ вне партийного выдвижения?

1. Политическая система стала устойчивее. Сокращение числа кандидатов-самовыдвиженцев можно воспринимать как показатель политической стабильности в стране.

2. Сни­же­ние уров­ня по­ли­ти­че­ской ак­тив­но­сти жителей муниципалитетов. Социальное уныние и безразличие овладевает людьми.

3. Снижение уровня доверия к органам местной власти. На уровне поселений вопросы жизнедеятельности не решаются (нет денег в местной казне), тогда какой смысл биться за власть, если, попав в неё, нет возможности решать местные задачи.

4. Сложность со сбором документов для регистрации, в том числе и подписей. Для регистрации кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, выдвинутых в порядке самовыдвижения, необходимо собрать подписи избирателей в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей.

У кандидатов-самовыдвиженцев самый низкий процент регистрации кандидатов, выдвинувшихся в депутаты (36,4%) и главы поселений – 42,9% (данные 2024 года).

5.Люди, желающие избраться в органы местной власти, предпочитают баллотироваться от партий, рассчитывая на их юридическую, организационную и финансовую поддержку. Надо заметить, что уменьшение числа кандидатов-самовыдвиженцев стало особенно заметным после того, как были приняты законодательные нормы, упростившие процедуру регистрации политических партий. В процессе политической реформы в 2012 г. кардинально изменились требования при регистрации новых партий. Если до того минимальная численность в партии должна была быть не менее ста тысяч членов (иначе Минфин РФ её не регистрировал), то данную норму сократили до 500 человек. Уменьшили в 80 раз! Отменялось требование к минимальной численности членов партии в её региональных отделениях, сама партия эту норму определяла для себя. Скажем, в данный момент в Карелии из восемнадцати региональных отделений в двенадцати численность членов партии менее 15 человек. В каких-то партиях численность членов регионального отделения - по четыре человека (на всю Карелию).

В результате либерализации с 2012 г. по 2014 г. количество партий в России увеличилось с 7 до 75. Соответственно, у людей желавших баллотироваться в органы местной власти возник большой выбор от какой им партии идти во власть. По состоянию на сентябрь 2024 года в России официально зарегистрировано 25 политических партий, 24 из которых имеют право участвовать в выборах. Партии гоняются за кандидатами, особенно на муниципальных выборах, конкурируя между собой за активных местных жителей.

Председатель Общественного совета при Избиркоме Карелии Анатолий Цыганков.
Председатель Общественного совета при Избиркоме Карелии Анатолий Цыганков.

О плюсах института самовыдвижения

Такая форма выдвижения создаёт условия для прямого участия граждан в выборах в качестве кандидатов на должности в органы публичной власти, что является ценностью правовой демократии.

У самовыдвиженцев больше манёвра при работе с избирателями, нет ответственности перед партиями, кандидат может критиковать любые партии.

Власть получает возможность неформально выдвигать кандидатов в тех округах, где её рейтинг низок или велик риск протестного голосования. Точно также и представители оппозиции могут, пользуясь институтом самовыдвижения, избираться во власть, в качестве «независимых кандидатов», таким образом защищая своих кандидатов от возможных к ним претензий со стороны действующей власти.

Однако, подводя итог, нужно сказать, что институт самовыдвижения становится всё менее востребованным у активных граждан, желающих баллотироваться в органы местной и региональной власти.

О правовой грамотности членов избиркомов

Третьим вопросом на заседании рассматривали предложение члена Общественного совета при Избиркоме РК Андрея Дёмина, который посчитал правильным внести редакцию в республиканский закона «О системе избирательных комиссий в Республике Карелия», включив в него положение о том, что членами избирательных комиссий Карелии с правом решающего голоса не могут быть лица, не прошедшие обучение по программе повышения квалификации в области избирательного права.

Мнения на сей счёт у членов Общественного совета разделились, хотя никто, естественно, не возражал против обучения членов избиркомов. А. Бахилин согласился с прозвучавшим предложением обсудить данную инициативу на заседании Избирательной комиссии Карелии с участием руководителей территориальных избиркомов.

Анатолий Цыганков