С 1 сентября 2024 года российские школы столкнутся с рядом нововведений. Среди главных изменений — запрет на использование смартфонов на уроках, введение нового предмета «Семьеведение», а также возвращение уроков труда в программу. Помимо этого, учителям теперь предоставляется больше полномочий в вопросах дисциплины, а предмет «ОБЖ» изменит своё название и содержание.
Запрет на мобильные телефоны в школе
Одним из самых обсуждаемых нововведений стал запрет на использование мобильных телефонов во время уроков. Согласно новому закону, ученики не смогут пользоваться смартфонами даже в образовательных целях. Исключение составляют только чрезвычайные ситуации, когда возникает угроза жизни. По словам министра просвещения Сергея Кравцова, мобильные телефоны должны быть убраны в сумки или рюкзаки во время занятий. Учитель и школа теперь имеют право требовать, чтобы гаджеты не использовались на уроках, однако никто не будет отбирать телефоны у их владельцев.
Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова подчеркнула, что окончательное решение о том, как будет реализован запрет, может быть принято на уровне школы и родителей. Аналогичные меры по запрету телефонов в образовательных учреждениях уже действуют в таких странах, как Франция и Великобритания.
Новые права учителей: замечания и дисциплина
Серьезные изменения коснутся и отношений между учениками и педагогами. Вступивший в силу закон о статусе педагога официально закрепляет за учителями право делать замечания ученикам. Ранее подобные полномочия не были четко прописаны в законодательстве, но с сентября ситуация меняется. Школы также смогут самостоятельно устанавливать правила поведения и требования к дисциплине на уроках.
Учителя теперь имеют право запрашивать применение дисциплинарных мер к нарушителям школьного порядка. Руководство учебного заведения будет обязано рассматривать такие запросы. Закон направлен на то, чтобы обеспечить уважение к человеческому достоинству педагогов и защитить их от оскорблений.
Новый предмет: «Семьеведение»
С начала учебного года в российские школы вводится предмет «Семьеведение». Программа рассчитана на 34 часа, и курс могут проходить учащиеся 5-7-х или 8-9-х классов. Этот предмет включен в внеурочную деятельность в рамках курса «Разговоры о важном». На занятиях дети будут изучать мотивы создания семьи, важность семейных ценностей и традиций, вопросы финансового планирования, включая семейный бюджет, брачные договоры и меры поддержки семей с детьми.
Темы курса охватывают широкий спектр вопросов — от уважительного отношения к старшим членам семьи до выбора спутника жизни. Тем не менее, введение курса вызвало неоднозначную реакцию со стороны экспертов. Учитель истории Сергей Цыбульский отметил, что многие дети живут в неполных семьях, и обсуждение «идеальных» семейных моделей может вызвать у них негативные чувства. По его мнению, такой предмет лучше преподавать профессиональным психологам.
Неоднозначную оценку новому предмету дали и другие эксперты. Олег Аполихин, специалист по репродуктивному здоровью Минздрава, выразил сомнение в способности уроков привить детям традиционные ценности, утверждая, что дети часто делают не то, чему их учат. Анна Тимофеева из Минпросвещения добавила, что многие учителя сами не состоят в браке, и это может стать препятствием в обсуждении таких тем.
ОБЖ трансформируется в «Основы безопасности и защита Родины»
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) теперь сменит название и станет называться «Основы безопасности и защита Родины». В рамках обновленного предмета школьники будут изучать меры по защите населения в случае чрезвычайных ситуаций или военной угрозы. Также они узнают о правилах использования средств индивидуальной защиты и основах обращения с огнестрельным оружием.
Министерство просвещения сообщило, что для разработки программы нового курса создана рабочая группа, в которую входят представители Минобороны и МЧС.
Возвращение уроков труда
Одним из самых ожидаемых нововведений является возвращение в школьную программу уроков труда. Новый курс будет включать пять обязательных модулей, среди которых: «Производство и технологии», «Технологии обработки материалов и продуктов», «Робототехника», «3D-моделирование» и «Компьютерная графика». Вариативные модули предложат школьникам освоить такие направления, как «Автоматизированные системы», «Животноводство» и «Растениеводство».
Уроки труда будут проходить в пятых-седьмых классах два раза в неделю, а начиная с восьмого — один раз в неделю. Министерство просвещения подчеркивает, что обновленная программа труда нацелена на развитие навыков, которые будут полезны школьникам в дальнейшей жизни, в том числе в профессиональной сфере.