История самой посещаемой выставки ХХ века, изменившей жизни нескольких десятков художников и лишившей немецкие музеи бесценных коллекций
В июле 1937-ого в Мюнхенском институте археологии открывается выставка с необычным названием — «Дегенеративное искусство». Здесь собрано 650 художественных произведений из 32 музеев страны. Идея выставки весьма нестандартна — высмеять творчество, которое не вписывается в академические нормы, т.е. не чтит кривые идеалы нового немецкого общества или создано евреями. Довольно самобытный отбор.
На выставке представлены работы молодых немецких художников-экспрессионистов, дадаистов, сюрреалистов, но это лишь разогрев. Привезли сюда и признанных мировых классиков, не понятых идеологами нацизма, — Ловиса Коринта, Винсента Ван Гога, Огюста Ренуара и Поля Гогена.
Художественные терзания фюрера
Адольф Гитлер — идейный вдохновитель и организатор выставки, с детства мечтал стать художником и даже пытался учиться этому мастерству — ещё в Австрии он поступал в художественную школу, а потом в Художественную академию, но все экзамены провалил. Неудача не охладила пыл безусого юноши и он проработал художником несколько лет. Писал небольшие картины с видами исторических зданий Вены на продажу, но «прославил» свою фамилию вовсе не картинами, как мы знаем. Так себе был художник, получается.
«Ещё молодым человеком в Вене я однажды увидел картину Грюцнера в окне картинной галереи — очень похожую на эту, — сказал Гитлер, показывая на картину с изображением старого монаха. — Я робко вошеёл и спросил, сколько она стоит. Оказалось, что намного больше, чем я мог себе позволить. Господи, подумал я, удастся ли мне добиться такого успеха в жизни, чтобы я смог купить себе Грюцнера», — вспоминал художник и личный фотограф Гитлера — Генрих Гофман
Со временем Гитлер пополнит свою коллекцию работами самых известных художников. Начальный капитал ему принесёт не рисование, а писательство. Запрещённая ныне книга «Моя борьба» заработает будущему фюреру приличные деньги.
Эдуард фон Грютцнер, автор жанровых картин из жизни выпивающих монахов и самоучка Карл Шпицвег, любитель зарисовок о городских жителях станут костяком личного собрания Гитлера. Ещё он обожает Дюрера, античных скульпторов и голландских классиков и постоянно дарит картины из собственных закромов своим соратникам, скрупулёзно подбирая сюжет к роду деятельности одариваемого. По его мнению, понятный сюжет — самая важная часть картины.
Искусство в железном кулаке неуча
В 1930-е в Германии Гитлер единолично решает какое искусство полезно, а какое — нет. Не замечая, что у него под носом Кандинский и «Синий всадник» создали абстракционизм, студенты из Дрездена изобрели экспрессионизм, Вальтер Гроппиус основывал Баухауз, фюрер берётся за уничтожение искусства со своей фирменной жестокостью и маниакальной одержимостью. Он уверен, что небо может быть только синим, трава зелёной, а люди на портретах обязаны демонстрировать нордический характер. Остальное от лукавого и подлежит ликвидации. Вместе с авторами, если те ещё живы.
«Терпеть не могу, когда картины пишут кое-как, такие картины, по которым никак не скажешь, то ли они вверх ногами, то ли шиворот-навыворот, и несчастный багетчик должен приделывать к ним крючки со всех четырех сторон, потому что не может угадать, где верх, где низ!», — высказывал своё компетентное мнение об искусстве Адольф Гитлер
Именно Гитлера посещает гениальная мысль выставить правильное искусство в роскошном «Доме немецкого искусства», а для контраста показать всяких «дегенератов» в каком-нибудь сарае.
Что такое хорошо, что такое плохо
В июне 1937-ого назначается специальная комиссия. Она конфискует из музеев все картины, написанные кубистами, сюрреалистами, дадаистами, экспрессионистами и импрессионистами — почти 20 тысяч работ получили позорное клеймо — дегенеративное искусство. Трофеи размещают в бывшем зернохранилище. Тут Эрнст Людвиг Кирхнер, Эмиль Нольде, Марк Шагал, Макс Бекман, Оскар Кокошка, Пауль Клее, Василий Кандинский, Георг Гросс, Макс Эрнст, Ловис Коринт, Отто Дикс, Алексей Явленский, Эль Лисицкий, Франц Марк, Пит Мондриан.
Часть картин продают на аукционе в Швейцарии, причём начальная цена некоторых лотов — один франк. Представители многих мировых музеев приезжают на этот аукцион, чтобы за бесценок приобрести стоящий экспонат. Другие не хотят мараться о Гитлера и позорную распродажу бойкотируют.
«Мне доставит огромное удовольствие, если вам удастся сменять Пикассо или Пехштейна на Дюрера и Рембрандта!» — сообщает Гитлер членам комиссии
Оставшиеся картины показывают на выставке «Дегенеративное искусство».
Всё проходит в помещении археологического музея. Его делят на 10 тесных залов, картины криво приделывают к стене шурупами. Под каждым экспонатом значится его название, имя автора и сумма, за которую музей эту картину приобрёл. Цены указаны до финансовой реформы, т.е. времён гиперинфляции, охватившей страну после Первой мировой войны, потому состоят из множества нулей. Посетить выставку можно бесплатно, но над дверью висит предупреждение:
«Несовершеннолетним и беременным женщинам вход воспрещён!»
Первые три зала тематические. Искусство, что унижает религию. Искусство, созданное евреями. Искусство, оскорбляющее немецких солдат, женщин и фермеров. Остальные картины развесили как придётся, но непременно снабжая уничижительными лозунгами, чтоб зрителю было проще поверить в то, что картины вредны для его арийского разума. Лозунги гласили: «Идеал — кретин и шлюха», «Безумие как метод», Природа, как её видит больной разум», «Откровения еврейской души».
Из сотни художников евреев было всего шестеро, но именно еврейское влияние обвиняли в упадничестве искусства. Картины Марка Шагала «Понюшка табака» и «Пурим» объявили чистосердечным признанием собственной расовой преступности, а сатирические работы Георга Гросса — прямым доказательством, уличающим автора в большевизме.
Даже искреннее восхищение режимом Гитлера не спасало художника от ярлыка «дегенеративного». Если он на словах поддерживал власть, а на деле малевал зелёные и синие лица, зловещие маски и пляшущих африканцев, в топку его. Так в «дегенераты» записали нациста Эмиля Нольде. Художнику запретили занимать любые должности, связанные с изобразительным искусством, и даже покупать краски. До свержения нацистов он писал акварелью, опасаясь, что кто-то учует запах масляных красок. Готовые работы он закапывал в своём саду. Позже этот цикл получит название «Ненаписанные картины».
Просчитались, но где?
«Дегенеративная выставка» — идеальное комбо: насмешливые подписи, дикие цены под каждой картиной, необычное место для показа и бесплатный вход. Народ выстраивался в очередь, чтобы поглазеть на работы вырожденцев. Конечно, многие жили под властью пропаганды и приходили посмеяться над великими художниками, другие шли увидеть шедевры, понимая, что это последняя возможность посмотреть на современное искусство в своей стране. Людей, которые жгли книги Томаса и Генриха Маннов, Эриха Марии Ремарка, Джека Лондона и Эрнеста на площади перед Берлинской оперой, не остановить от тотальной чистки культуры до стерильного идейно блеска.
Выставка «Дегенеративное искусство» стала настоящим блокбастером. Четыре года её возили по городам Германии, возили бы и дальше, да кто-то затеял Вторую мировую и вскоре стало не до искусства. Но картины увидели три миллиона человек.
«Дегенеративные картины»
В итоге, Германия лишилась огромной части своего наследия. Часть работ бездарно дёшево продали на международном аукционе, другую и вовсе сожгли. Тысячи картин, рисунков, скульптур и статуй — творчество целого поколения уничтожено безвозвратно.
Подписывайте на школу построения карьеры «Дао художника» https://t.me/dao_art_school
Скоро новый поток.
Соцсети проекта. Там про нас, про искусство и про нас в искусстве.
Заходите, будет полезно и интересно:
https://vk.com/dao_art_school
https://t.me/dao_art_galleryhttps
https://www.youtube.com/@dao_art_school
https://rutube.ru/channel/39015817/