"Авиньонские девицы" Пабло Пикассо (1907) - революционная работа, знаменующая рождение кубизма и радикальный разрыв с западными художественными традициями. На картине изображены пять обнаженных женщин в публичном доме, но резкое искажение человеческих форм, сглаживание пространства и геометрическая абстракция не похожи ни на что созданное ранее.
Влияние африканского и доисторического искусства
На Пикассо сильное влияние оказали африканское искусство и маски племен, с которыми он познакомился в парижских музеях, таких как Этнографический музей Трокадеро. Это влияние имеет решающее значение для понимания трансформации его художественного стиля в "Авиньонских девицах".
Лица двух женщин справа являются наиболее прямыми отсылками к маскам африканских племён. Их черты лица преувеличены, угловаты и напоминают маски, с резкими линиями и разделёнными формами. Подобные маски в африканской культуре часто использовались в ритуалах и имели символическое значение, связанное с властью, защитой и духовностью. В живописи Пикассо использование этих форм предполагает отход от натурализма и гуманизма западной традиции, приближая фигуры к архетипическим, даже угрожающим, представлениям о человеческом облике.
Лица женщин слева, с их более упрощенными, словно окаменелыми чертами, как полагают, созданы под влиянием иберийского искусства и доисторических скульптур с Пиренейского полуострова.
Пикассо восхищался необузданной, первобытной энергией, которую он видел в африканской и иберийской скульптуре, которая, по его мнению, была связана с более глубокой, фундаментальной формой человеческого самовыражения. Абстрактные геометрические формы в "Авиньонских девицах" отражают этот “примитивный” подход, сводящий тела к простым формам, передающим необузданную эмоциональную и физическую силу. Неровный и фрагментарный характер фигур создает ощущение движения и напряжения, придавая картине динамичную энергию, которая перекликается с изображением жизненной силы и духа в африканском искусстве. Отказ Пикассо от классической перспективы и пропорций сигнализирует о переходе к новому визуальному языку, в котором человеческое тело больше не идеализируется, а превращается в нечто более элементарное и символичное.
Фрейдистские темы: сексуальность, тревога и бессознательное
Психоаналитические теории Фрейда, получившие известность во времена Пикассо, также играют ключевую роль в понимании эмоционального и символического содержания "Авиньонских девиц".
Женщины на картине - работницы секс-индустрии, и их смелые, вызывающие взгляды нарушают традиционное представление о женской обнаженной натуре. Вместо того, чтобы быть пассивными объектами желания, эти женщины агрессивны, угловаты и вызывают беспокойство. Фрагментированные и искаженные формы можно рассматривать как отражение мужского сексуального беспокойства и страха перед женской сексуальностью. Угловатая, почти враждебная внешность женщин отражает двойственное отношение к сексуальному акту, когда желание смешивается со страхом, тревогой и, возможно, чувством вины, что перекликается с идеями Фрейда о сложных, часто скрытых аспектах человеческой сексуальности.
Лица, похожие на маски, также связаны с концепцией Фрейда о бессознательном, где истинные эмоции, желания и страхи маскируются или скрываются под поверхностью. Маски могут символизировать личины, которые люди надевают, чтобы скрыть свою истинную сущность, особенно в контексте сексуальности. Искажение их лиц и тел может быть истолковано как проявление бессознательных страхов или желаний, отражающих напряженность между инстинктивными желаниями и общественными правилами.
Отход от традиций
Обращение Пикассо к африканскому искусству и фрейдистским темам в "Авиньонских девицах" представляет собой решительный разрыв с традицией идеализированного, гармоничного изображения обнаженной женской натуры в западном искусстве. Традиционно женщин изображали в мягких, пассивных позах, изображая их как объекты мужского вожделения. Здесь Пикассо разрушает эту традицию, представляя женщин в почти конфронтационной манере, используя угловатые формы, резкие линии и раздробленные тела, чтобы передать чувство отчуждения, страха и первобытной силы. Всё это сделало "Авиньонских девиц" одной из ключевых работ в истории современного искусства, открывая путь кубистической революции и коренным образом меняя траекторию развития западной живописи.