КАУТСКИАНСТВО — идейно¬ политическое течение в международном рабочем движении первой четверти XX в., получившее название по имени одного из ведущих теоретиков II Интернационала К. Каутского (1854—1938). Как самостоятельное направление К. окончательно сложилось в годы первой мировой войны. Оно занимало промежуточное положение между революционным марксизмом и реформизмом, представляя т. наз. социал-демократический «центр». Особенности К. неразрывно связаны с теми изменениями, к-рые происходили в капиталистическом об-ве при переходе его в империалистическую стадию. Новые явления объективной действительности каутскианцы пытались истолковать, пользуясь теоретическими положениями, выработанными в процессе анализа домонополистического капитализма, свободной конкуренции. Это нашло, в частности, свое выражение в выдвинутой Каутским концепции «ультраимпериализма». Для К. характерен догматизм, выражающийся в представлении о статичности, неизменности осн. противоречий капитализма, в игнорировании возможной смены их форм. В К. оказались теоретически не освоенными такие явления империалистической эпохи, как возникновение монополий, тенденция к образованию мирового капиталистического хозяйства, раскол рабочего движения на революционное и реформистское направления, образование рабочей аристократии и рабочей бюрократии. Хотя представители К. считали себя революционными марксистами, их революционность была чисто словесной, декларативной. Во-первых, она не обоснована в К. экономически, посредством анализа хозяйственных тенденций новой эпохи. С этим связан отрыв политики от экономики в теоретических воззрениях каутскианцев. Во-вторых, формальный характер революционности К. проявился в том, что его представители отказались от революционной стратегии на весь период войны, а также в оценке Октябрьской революции в России, к-рую каутскианцы не приняли. Социалистическая революция рассматривалась представителями К. не как прямое действие народных масс, а исключительно как парламентский акт, связанный с завоеванием избирательного большинства. Правомерно ставя вопрос о преемственности пролетарской революции с мировой демократической традицией, каутскианцы упускали из виду характерное для той эпохи объективное противоречие между пролетарской революционностью и институтами буржуазной демократии. Анализируя социально-классовые корни К., Ленин отмечал, что собственной классовой основы оно не имеет, что оно представляет не какой-то особый слой рабочего класса, а «только переход от изжитой полосы рабочего движения, от полосы 1871 —1914 годов... к полосе новой, ставшей объективно необходимою со времени первой всемирной империалистической войны, открывшей эру социальной революции» (т. 31, с. 171). Вместе с тем субъективно каутскианцы ориентировались на рабочую аристократию. К.— это форма реформизма революционной эпохи. Характерно, что после поражения европейских революций К. как самостоятельное течение сошло с исторической сцены, растворившись в социал-демократическом реформизме.