Найти тему
Журнал VictoryCon

Хор Петербургского Метрополитена

Алина Прихненко: «Музыка нужна всем»

Наверное, каждый сегодня знаком с самым популярным видом транспорта любого мегаполиса - метро.
В 5-м номере нашего издания в беседе с Геннадием Степановичем Павловым мы уже приоткрыли особенности работы службы движения Санкт-Петербургского метрополитена.
Сегодня мы хотим рассказать о другой, абсолютно неизвестной широкой публике стороне этой масштабной организации.
Мы беседуем с Алиной Прихненко, руководителем Хора метрополитена!

https://victorycon.ru/alina-prihnenko-muzyka-nuzhna-vsem/

Алина, как возникла идея создания хора в такой сложной и огромной организации, как Метрополитен?

Хор был создан профсоюзом при поддержке администрации метрополитена.
В метрополитене очень развита система самых разных творческих и спортивных направлений. На базе организации существуют секции танцев, фехтования, плавания, дважды в год уже несколько десятилетий проводится туристический слет, где соревнуются разные службы метрополитена. Организация помогает людям развивать свои способности и таланты помимо тех, что требуются для выполнения задач, поставленных на работе. Как мне сказали, идею хора вынашивали уже давно. Мне позвонили и предложили возглавить хор. Мне было важно понять, какого уровня хор организация хочет увидеть в результате-просто занятия в кружке для души или мы говорим о коллективе, который должен выступать на мероприятиях. Поняв, что от меня ждут создания слаженного коллектива, с профессиональными качествами и публичными выступлениями, я с интересом взялась за дело. С сентября 2023 года мы начали занятия и постепенно развиваемся. Хору нужно время, чтобы спеться. Это очень важно. Каждый должен привыкнуть к соседу, его голосу и приобрести навык слаженного пения. Ведь некоторые участники коллектива не имеют музыкального образования, а некоторые давно окончили музыкальную школу и больше не занимались пением профессионально.

Как проводился отбор в коллектив?

В сентябре проводилось прослушивание в хор, мы отобрали людей, которые имеют вокальные данные, так было положено начало. Прослушивания ведутся по сей день, любой работник метрополитена, желающий стать членом нашего коллектива, имеет возможность его пройти, и по результатам, стать одним из нас.

Вы музыкант или тоже работник метро?

Я профессиональный дирижер, закончила музыкальную школу по классу фортепиано, училище по классу хорового дирижирования, Институт культуры по специальности «хоровое дирижирование». Я профессиональный дирижер, имею опыт работы с детскими и взрослыми хоровыми коллективами, вокальными ансамблями. Это полностью мое направление (улыбается)


Какое-то сольфеджио у вас все-таки тоже есть?

Конечно! Я заинтересована в том, чтобы мой коллектив развивался и учился. Во время репетиций я даю азы музыкальной грамоты. Конечно, это не совсем урок сольфеджио, но за прошедших девять месяцев я вижу однозначный рост коллектива как в понимании нот, так и в пении в принципе.
К тому же, у нас не эстрадный, не народный, а академический хор. В академической позиции мы в жизни не разговариваем, скорее, в эстрадной. Для того, чтобы перенять академическую манеру, нужно много заниматься. Мы разбираемся с анатомическими особенностями звукового аппарата, выполняем упражнения.

-2

Какие сложности возникают?

Стесняются(улыбается). Когда мы разговариваем, мы не раскрываем рот широко, но для звукоизвлечения это необходимо. Необходимость открыть рот шире привычной плоскости вызывает сложность у многих. Это кажется неудобным, некрасивым, кажется, что это выглядит глупо. Со своей стороны, я говорю о том, что это занятия, все пришли чему-то научиться, и стеснению не должно быть места, академическая манера подразумевает широко открытый рот. Сейчас моменты стеснения уже уходят.

За эти девять месяцев стал ли коллектив единым организмом?

Да, я очень старалась сплотить коллектив. На занятиях, на выступлениях участники хора должны чувствовать друг друга, слышать, поддерживать. Очень важно, чтобы не было конфликтов и ссор. Все негативные эмоции и разногласия разрушают коллектив. Мы не можем существовать каждый отдельно, ссориться и не разговаривать друг с другом. Этот момент мы проговаривали с самого начала. Сейчас, спустя время, все уже хорошо познакомились, лучше узнали друг друга и подружились. Сейчас я вижу, что хор для нас теперь-отдельная жизнь. Люди работают на абсолютно разных специальностях: машинисты, эскалаторщики, бухгалтеры, обходчики… Это очень разные сферы, метрополитен огромный, и, конечно, эти люди могли никогда не встретиться. Но приходя на хор, они словно в семью свою приходят, обсуждают что-то, смеются, говорят на самые разные темы, обмениваются в общем чате фотографиями из частной жизни – дачи, поездки, прогулки, события… Меня это очень радует, потому что атмосфера в хоре сложилась теплая и здоровая.

Солисты в хоре есть?

Да, у нас есть одна девушка. Мы готовили проект ко дню памяти блокады Ленинграда и снимали ролик в метро на песню «Ленинградцы» Дмитрия Хиля, слова С.Салтыкова. Видео мы снимали внизу, на перроне станции Автово. Это был очень интересный опыт, как для коллектива, так и для пассажиров, потому что съемка была в рабочее время метрополитена. Люди выходят из поезда, мы стоим, поем (улыбается). Конечно, останавливались, снимали на телефоны.
В этом ролике у нас пела солистка Нина Самойлова. Она работник метрополитена, участница хора. Просолировала блистательно!

Костюмы вы продумываете самостоятельно?

Пока у нас есть только красивые именные папки. Наше первое выступление состоялось на праздновании дня рождения метрополитена. Я понимала, что коллектив не может выйти кто в чем, нужен единый стиль. Поэтому было принято решение объединить цветом. Базовые черные брюки и белая блузка. Это вещи, которые всегда пригодятся в повседневной жизни. Не хватало аксессуара. Я решила отталкиваться от синего цвета, так как он является цветом нашего метро. Мужчинам мы приобрели синие галстуки, а девушкам-синие массивные серьги, которые со сцены хорошо видно. В скором времени планируется пошив костюмов на весь коллектив.

Сколько человек сейчас в хоре?

Сейчас 16 человек. Конечно, мы не закрываем набор в хор. Есть люди, которые попробовали себя в хоре и ушли, кто-то остался, кто-то еще обязательно придет(улыбается).
Люди сталкиваются с разными моментами, это и стеснительность, которую необходимо преодолеть, и особенности академического пения, и дисциплина.

Удается ли соблюдать дисциплину и посещаемость?

Дисциплина очень важна, регулярное посещение занятий обязательно для достижения хорошего результата. Участники не имеют музыкального образования, изначально им было сложно петь в партии, это гораздо сложнее сольного пения: помимо твоей, есть еще три партии, которые поют другие ноты. Получается, мы поем в четыре голоса, и среди других голосов нужно удержать свой. Это очень сложно. Без практики и подготовки человек сбивается. Если человек не будет ходить, он отстанет и будет тянуть хор назад, сбиваясь. Это обязательное условие. Я хорошо понимаю, что некоторые работают посменно, и порой просто невозможно не пропустить занятие, но одно дело пропустить одно-два занятия, и совсем другое 2-3 недели. Благодаря постоянным занятиям каждый участник коллектива и коллектив в целом растет в музыкальном плане. И сами хористы стали понимать, что посещаемость очень хорошо сказывается на них вокальном мастерстве.

-3

В музыкальном плане Вы видите развитие своих воспитанников?

Да, конечно. Они привыкли к пению в партиях. Каждый из них стал лучше петь и слышать, когда сам или кто-то из коллег ошибается. Звучание хора с каждым выступлением становится все лучше.

Что у вас в репертуаре?

В репертуаре классическая, духовная музыка, обработки народных песен и эстрадные песни, которые мы поем в академической манере. Эстрадные песни разучиваем под праздники. На 9-е мая спели песню М. Блантера на слова М. Симонова «Жди меня» и Д. Тухманова на слова В.Харитонова «День Победы». Концерт проходил на станции метро Приморская. Были приглашены ветераны Великой Отечественной войны и ветераны метрополитена. Работники метро рассказывали о своих воевавших родственниках, читали стихи, делились воспоминаниями своих прадедов.

Выбор песен для репертуара только за Вами или воспитанники предлагают тоже?

Пока только я диктую репертуар. Я понимаю возможности хора. Каждое произведение я перекладываю на наш состав, потому что вокальные возможности у всех разные. Не каждое сочинение мы еще готовы исполнить. Кроме того, я беру репертуар на развитие хора, постоянно усложняя задачу.
Как правило, новое произведение встречается репликами: «Ой, мы это не споем…», но позже, когда все получается, конечно, все счастливы.
Я стараюсь не смотреть назад, мы не стоим на месте, обязательно движение вперед.

Зачем, по-вашему, людям нужны дополнительные занятия? Взрослые, занятые люди, у всех есть проблемы, обязательства… Почему они идут на занятия?

Мне кажется, для получения новых эмоций, чтобы развивать себя в другом направлении, совершенно ином нежели повседневная работа, получать массу положительных эмоций от выступлений, которые являются показателем их плодотворной и упорной работы над собой и своими певческими навыками. Часто люди воплощают свои детские мечты, которые не смогли сбыться. Тяга к музыке, возникшая в детстве, ищет возможности реализоваться. Музыка сопровождает нас везде, в любом настроении и состоянии. Мы слушаем ее в минуты радости и грусти. Музыка нужна всем. Поэтому люди тянутся к творчеству, в частности, к музыке и пению.

Вы выступаете только в рамках мероприятий метрополитена?

Нет, конечно. Безусловно, мы - хор метрополитена, и блюдем в первую очередь интересы организации. Мы выступаем на всех праздниках метрополитена. Но еще снимаем поздравительные видео к праздникам: в них мы поздравляем не только работников метро, но и людей, которые там не работают. Также мы принимали участие в городском концерте и фестивале. Поэтому концертная деятельность у нас разнообразная.