Алина Прихненко: «Музыка нужна всем»
Наверное, каждый сегодня знаком с самым популярным видом транспорта любого мегаполиса - метро.
В 5-м номере нашего издания в беседе с Геннадием Степановичем Павловым мы уже приоткрыли особенности работы службы движения Санкт-Петербургского метрополитена.
Сегодня мы хотим рассказать о другой, абсолютно неизвестной широкой публике стороне этой масштабной организации.
Мы беседуем с Алиной Прихненко, руководителем Хора метрополитена!
https://victorycon.ru/alina-prihnenko-muzyka-nuzhna-vsem/
Алина, как возникла идея создания хора в такой сложной и огромной организации, как Метрополитен?
Хор был создан профсоюзом при поддержке администрации метрополитена.
В метрополитене очень развита система самых разных творческих и спортивных направлений. На базе организации существуют секции танцев, фехтования, плавания, дважды в год уже несколько десятилетий проводится туристический слет, где соревнуются разные службы метрополитена. Организация помогает людям развивать свои способности и таланты помимо тех, что требуются для выполнения задач, поставленных на работе. Как мне сказали, идею хора вынашивали уже давно. Мне позвонили и предложили возглавить хор. Мне было важно понять, какого уровня хор организация хочет увидеть в результате-просто занятия в кружке для души или мы говорим о коллективе, который должен выступать на мероприятиях. Поняв, что от меня ждут создания слаженного коллектива, с профессиональными качествами и публичными выступлениями, я с интересом взялась за дело. С сентября 2023 года мы начали занятия и постепенно развиваемся. Хору нужно время, чтобы спеться. Это очень важно. Каждый должен привыкнуть к соседу, его голосу и приобрести навык слаженного пения. Ведь некоторые участники коллектива не имеют музыкального образования, а некоторые давно окончили музыкальную школу и больше не занимались пением профессионально.
Как проводился отбор в коллектив?
В сентябре проводилось прослушивание в хор, мы отобрали людей, которые имеют вокальные данные, так было положено начало. Прослушивания ведутся по сей день, любой работник метрополитена, желающий стать членом нашего коллектива, имеет возможность его пройти, и по результатам, стать одним из нас.
Вы музыкант или тоже работник метро?
Я профессиональный дирижер, закончила музыкальную школу по классу фортепиано, училище по классу хорового дирижирования, Институт культуры по специальности «хоровое дирижирование». Я профессиональный дирижер, имею опыт работы с детскими и взрослыми хоровыми коллективами, вокальными ансамблями. Это полностью мое направление (улыбается)
Какое-то сольфеджио у вас все-таки тоже есть?
Конечно! Я заинтересована в том, чтобы мой коллектив развивался и учился. Во время репетиций я даю азы музыкальной грамоты. Конечно, это не совсем урок сольфеджио, но за прошедших девять месяцев я вижу однозначный рост коллектива как в понимании нот, так и в пении в принципе.
К тому же, у нас не эстрадный, не народный, а академический хор. В академической позиции мы в жизни не разговариваем, скорее, в эстрадной. Для того, чтобы перенять академическую манеру, нужно много заниматься. Мы разбираемся с анатомическими особенностями звукового аппарата, выполняем упражнения.
Какие сложности возникают?
Стесняются(улыбается). Когда мы разговариваем, мы не раскрываем рот широко, но для звукоизвлечения это необходимо. Необходимость открыть рот шире привычной плоскости вызывает сложность у многих. Это кажется неудобным, некрасивым, кажется, что это выглядит глупо. Со своей стороны, я говорю о том, что это занятия, все пришли чему-то научиться, и стеснению не должно быть места, академическая манера подразумевает широко открытый рот. Сейчас моменты стеснения уже уходят.
За эти девять месяцев стал ли коллектив единым организмом?
Да, я очень старалась сплотить коллектив. На занятиях, на выступлениях участники хора должны чувствовать друг друга, слышать, поддерживать. Очень важно, чтобы не было конфликтов и ссор. Все негативные эмоции и разногласия разрушают коллектив. Мы не можем существовать каждый отдельно, ссориться и не разговаривать друг с другом. Этот момент мы проговаривали с самого начала. Сейчас, спустя время, все уже хорошо познакомились, лучше узнали друг друга и подружились. Сейчас я вижу, что хор для нас теперь-отдельная жизнь. Люди работают на абсолютно разных специальностях: машинисты, эскалаторщики, бухгалтеры, обходчики… Это очень разные сферы, метрополитен огромный, и, конечно, эти люди могли никогда не встретиться. Но приходя на хор, они словно в семью свою приходят, обсуждают что-то, смеются, говорят на самые разные темы, обмениваются в общем чате фотографиями из частной жизни – дачи, поездки, прогулки, события… Меня это очень радует, потому что атмосфера в хоре сложилась теплая и здоровая.
Солисты в хоре есть?
Да, у нас есть одна девушка. Мы готовили проект ко дню памяти блокады Ленинграда и снимали ролик в метро на песню «Ленинградцы» Дмитрия Хиля, слова С.Салтыкова. Видео мы снимали внизу, на перроне станции Автово. Это был очень интересный опыт, как для коллектива, так и для пассажиров, потому что съемка была в рабочее время метрополитена. Люди выходят из поезда, мы стоим, поем (улыбается). Конечно, останавливались, снимали на телефоны.
В этом ролике у нас пела солистка Нина Самойлова. Она работник метрополитена, участница хора. Просолировала блистательно!
Костюмы вы продумываете самостоятельно?
Пока у нас есть только красивые именные папки. Наше первое выступление состоялось на праздновании дня рождения метрополитена. Я понимала, что коллектив не может выйти кто в чем, нужен единый стиль. Поэтому было принято решение объединить цветом. Базовые черные брюки и белая блузка. Это вещи, которые всегда пригодятся в повседневной жизни. Не хватало аксессуара. Я решила отталкиваться от синего цвета, так как он является цветом нашего метро. Мужчинам мы приобрели синие галстуки, а девушкам-синие массивные серьги, которые со сцены хорошо видно. В скором времени планируется пошив костюмов на весь коллектив.
Сколько человек сейчас в хоре?
Сейчас 16 человек. Конечно, мы не закрываем набор в хор. Есть люди, которые попробовали себя в хоре и ушли, кто-то остался, кто-то еще обязательно придет(улыбается).
Люди сталкиваются с разными моментами, это и стеснительность, которую необходимо преодолеть, и особенности академического пения, и дисциплина.
Удается ли соблюдать дисциплину и посещаемость?
Дисциплина очень важна, регулярное посещение занятий обязательно для достижения хорошего результата. Участники не имеют музыкального образования, изначально им было сложно петь в партии, это гораздо сложнее сольного пения: помимо твоей, есть еще три партии, которые поют другие ноты. Получается, мы поем в четыре голоса, и среди других голосов нужно удержать свой. Это очень сложно. Без практики и подготовки человек сбивается. Если человек не будет ходить, он отстанет и будет тянуть хор назад, сбиваясь. Это обязательное условие. Я хорошо понимаю, что некоторые работают посменно, и порой просто невозможно не пропустить занятие, но одно дело пропустить одно-два занятия, и совсем другое 2-3 недели. Благодаря постоянным занятиям каждый участник коллектива и коллектив в целом растет в музыкальном плане. И сами хористы стали понимать, что посещаемость очень хорошо сказывается на них вокальном мастерстве.
В музыкальном плане Вы видите развитие своих воспитанников?
Да, конечно. Они привыкли к пению в партиях. Каждый из них стал лучше петь и слышать, когда сам или кто-то из коллег ошибается. Звучание хора с каждым выступлением становится все лучше.
Что у вас в репертуаре?
В репертуаре классическая, духовная музыка, обработки народных песен и эстрадные песни, которые мы поем в академической манере. Эстрадные песни разучиваем под праздники. На 9-е мая спели песню М. Блантера на слова М. Симонова «Жди меня» и Д. Тухманова на слова В.Харитонова «День Победы». Концерт проходил на станции метро Приморская. Были приглашены ветераны Великой Отечественной войны и ветераны метрополитена. Работники метро рассказывали о своих воевавших родственниках, читали стихи, делились воспоминаниями своих прадедов.
Выбор песен для репертуара только за Вами или воспитанники предлагают тоже?
Пока только я диктую репертуар. Я понимаю возможности хора. Каждое произведение я перекладываю на наш состав, потому что вокальные возможности у всех разные. Не каждое сочинение мы еще готовы исполнить. Кроме того, я беру репертуар на развитие хора, постоянно усложняя задачу.
Как правило, новое произведение встречается репликами: «Ой, мы это не споем…», но позже, когда все получается, конечно, все счастливы.
Я стараюсь не смотреть назад, мы не стоим на месте, обязательно движение вперед.
Зачем, по-вашему, людям нужны дополнительные занятия? Взрослые, занятые люди, у всех есть проблемы, обязательства… Почему они идут на занятия?
Мне кажется, для получения новых эмоций, чтобы развивать себя в другом направлении, совершенно ином нежели повседневная работа, получать массу положительных эмоций от выступлений, которые являются показателем их плодотворной и упорной работы над собой и своими певческими навыками. Часто люди воплощают свои детские мечты, которые не смогли сбыться. Тяга к музыке, возникшая в детстве, ищет возможности реализоваться. Музыка сопровождает нас везде, в любом настроении и состоянии. Мы слушаем ее в минуты радости и грусти. Музыка нужна всем. Поэтому люди тянутся к творчеству, в частности, к музыке и пению.
Вы выступаете только в рамках мероприятий метрополитена?
Нет, конечно. Безусловно, мы - хор метрополитена, и блюдем в первую очередь интересы организации. Мы выступаем на всех праздниках метрополитена. Но еще снимаем поздравительные видео к праздникам: в них мы поздравляем не только работников метро, но и людей, которые там не работают. Также мы принимали участие в городском концерте и фестивале. Поэтому концертная деятельность у нас разнообразная.