Найти тему
МК в Новосибирске

«Камикадзе»: как поступок неадекватного пилота привел к смерти 150 человек

Оглавление

24 марта 2015 года авиалайнер Airbus A320 потерпел крушение во французских Альпах. На борту находилось 144 пассажира и 6 членов экипажа. Все они погибли по вине пилота, который намеренно повернул самолет на скалы.

Фото: скриншот программы "Расследование авиакатастроф"
Фото: скриншот программы "Расследование авиакатастроф"

Взлет

Утро вторника. Экипаж самолета готовился к вылету. Сидевшие на борту немцы и испанцы направлялись из Барселоны в Дюссельдорф.

«German Wings была основана в 2002. Это дочерняя компания Lufthansa Group — бюджетная авиалиния, обслуживающая европейские маршруты», — рассказывал авиационный консультант Ганс Питер Граф для программы «Расследование авиакатастроф».

Капитаном воздушного судна был назначен Патрик Зонденхаймер, который незадолго до трагедии получил повышение. Второй пилот — Андреас Лубиц. Именно ему было передо управление при взлете, который прошел успешно.

Фото: скриншот программы "Расследование авиакатастроф"
Фото: скриншот программы "Расследование авиакатастроф"

Самолет оторвался от земли около десяти часов утра. Автопилот направил экипаж и пассажиров на северо-восток через Лионский залив к французским Альпам. Полет до Дюссельдорфа должен был занять чуть более двух часов.

Катастрофа

Пока самолет пересекал Францию, его отслеживало Управление воздушным движением (УВД) в Марселе. Пилотам экипажа было дано указание лететь к определенной точке в Альпах.

«Ирмар — хорошо известная точка маршрута во французских Альпах. Через неё пролетают по этому направлению, и связь с УВД прекращается, пока оно не даст команду на снижение», — объяснял авиационный консультант Ганс Питер Граф в программе «Расследование авиакатастроф».

Через четыре минуты диспетчер в Марселе заметил, что самолет начал несанкционированное снижение. Он связался с экипажем, чтобы узнать причину снижения, но ответа не последовало. За считанные минуты авиалайнер опустился на 3 тысячи метров.

Фото: скриншот программы "Расследование авиакатастроф"
Фото: скриншот программы "Расследование авиакатастроф"

Центр управления перешел в режим чрезвычайной ситуации. Но, чтобы решить проблему, надо узнать, в чём её причина, а Airbus A320 не отвечал. Через десять минут самолет уже был в опасной близости с вершинами гор. Диспетчеры ничего не могли сделать, им оставалось только смотреть на радары и ужасаться.

«Самолет действительно разбился на очень высокой скорости. Полиции требовалось срочно получить доступ к месту катастрофы», — рассказывал авиационный консультант Ганс Питер Граф для программы «Расследование авиакатастроф».

Расследование

Через час обнаружили первые фрагменты самолета. Надежда найти выживших быстро угасла. Чудовищные масштабы катастрофы были очевидны сразу. Крушение Airbus A320 стало самым серьезным происшествием во Франции за последние 30 лет.

«Происшествия такого масштаба получают большой резонанс. Людям срочной нужны ответы», — рассказывала репортер NY Times Никола Кларк для программы «Расследование авиакатастроф».

Деревня близ Альп стала импровизированным штабом следователей, занимающихся расследованием причин катастрофы. Арно Дежарден возглавил работу французского бюро по расследованию происшествий. Команда должна была найти ответы в груде обломков.

Фото: скриншот программы "Расследование авиакатастроф"
Фото: скриншот программы "Расследование авиакатастроф"

«Тяжелее всего находить игрушки, кукол, плюшевых медведей — то, что принадлежало ребенку», — рассказывал Арно Дежарден для программы «Расследование авиакатастроф».

Спустя некоторое время к работе в главном штабе присоединился Роман Бевилард. Его работа заключалась в сборе фактов о самом крушении и координации деятельности с судебными органами и сотрудниками из Испании и Германии.

Странное снижение

Следователи установили, что погодные условия в то утро были почти идеальными для полетов — проблема точно не в этом. Постепенно люди начали паниковать: прошло всего два месяца после теракта в Париже, и вот опять.

Тогда эксперты стали изучать данные бортового радиолокатора, чтобы установить, мог бы взрыв стать причиной крушения самолета. Они установили, что авиалайнер снижал высоту постепенно, а это значит, что путь вниз был целенаправленным и подконтрольным.

«Это выглядело как обычное снижение, которое просто происходило в ненадлежащее время <…> Если бы на борту находилась бомба, мы бы, вероятно, увидели следы её взрыва. И возможно потеряли бы радиолокационные данные», — рассказывал Роман Бевилард для программы «Расследование авиакатастроф».

Теракт?

Кроме того, при взрыве бомбы на борту части самолета разбрасывает по большому радиусу от места падения. В этом случае это было не так. Стало очевидно, что бомбы на борту не было.

Фото: скриншот программы "Расследование авиакатастроф"
Фото: скриншот программы "Расследование авиакатастроф"

Диспетчеры были также озадачены, как и следователи. После того, как командир воздушного судна подтвердил маршрут полета, связи с экипажем не было. Диспетчер пытался связаться с ними одиннадцать раз, но безрезультатно.

«То, что экипаж не отвечал диспетчерам озадачивало. Это очень необычно», — рассказывал Арно Дежарден для программы «Расследование авиакатастроф».

Что случилось?

Следователи безуспешно пытались выяснить причину катастрофы. Они предположили наличие механической неисправности — то, что не зависело от экипажа. Одной из версий, которая бы могла объяснить такую траекторию полета, была потеря давления в кабине.

«При разгерметизации кабины пилоты получают недостаточно кислорода и у них начинается гипоксия. Другими словами, они теряют сознание за короткий промежуток времени <…> На высоте 11,5 тысяч километров это заняло бы 10-15 минут», — рассказывал авиационный консультант Ганс Питер Граф для программы «Расследование авиакатастроф».

Эксперты установили, что самолет регулярно проходил плановое техническое обслуживание. Они были уверенны, что во время полета авиалайнер был полностью исправен.

Фото: скриншот программы "Расследование авиакатастроф"
Фото: скриншот программы "Расследование авиакатастроф"

До конца первого дня расследования появилась еще одна зацепка. Следователи нашли речевой самописец в кабине экипажа. Он был в плохом состоянии, но извлеченные из него данные сильно помогли бы в расследовании.

Капитан покинул кабину

Кроме того, на месте происшествия работала французский прокурор. Он прибыл, чтобы провести отдельное разбирательство по уголовному делу.

«Во Франции свои порядки. Здесь полиция ведет два расследования: техническое расследование причин аварии и уголовное, нацеленное на поиск ответственных лиц», — рассказывала репортер NY Times Никола Кларк для программы «Расследование авиакатастроф».

Но никто не понимал, как самолет в идеальном техническом состоянии с двумя опытными и обученными пилотами мог попасть в такую ужасную ситуацию.

Фото: скриншот программы "Расследование авиакатастроф"
Фото: скриншот программы "Расследование авиакатастроф"

Когда удалось восстановить записи речевого самописца стал ясно, что капитан самолета покидал кабину пилотов. Именно в тот момент, когда второй пилот остался один, воздушное судно сатло снижаться. Кроме того, микрофон в кабине записал, как пилот дышал — значит, разгерметизации не было.

Второй пилот

Затем эксперты услышали, как капитан пытался вернуться в кабину, но Андреас Лубиц его не впустил.

«Стук в дверь звучал довольно тревожно. Я не привык слышать такое на записях бортовых регистраторов <…> К концу записи мы всё еще пытались понять, что произошло», — рассказывал Роман Бевилард для программы «Расследование авиакатастроф».

У следователей было два возможных варианта: либо второй пилот был без сознания, либо он решил таким образом совершить самоубийство. На третий день расследования французский прокурор публично высказался о том, что Андреас Лубиц намеренно не открыл запертую дверь в кабину.

Бюро расследований предстояло выяснить, почему 27-летний пилот с блестящим будущим хотел разбить пассажирский самолет. Следователи изучали его частную жизнь, историю обучений и медицинские записи.

Фото: скриншот программы "Расследование авиакатастроф"
Фото: скриншот программы "Расследование авиакатастроф"

Андреас Лубиц прошел первую подготовку в Lufthansa в сентябре 2008 года. Однако, обучение продлилось всего два месяца — пилот бросил учебу и вернулся спустя девять месяцев. Медицинские данные показали, что в тот период у Лубица была тяжелая депрессия.

Мужчина был госпитализирован. Лечение включало антидепрессанты, психотерапию, а также у него выявили суицидальные наклонности. В 2009 году он всё еще принимал таблетки. Тем не менее, Андреас получил справку, разрешающую продолжить обучение в Lufthansa.

Позже он переехал в США. После обучения пошел работать в German Wings. Лубиц регулярно проходил обследования в компании. Последний раз за 7 меясцев до крушения.

«Проблемы с психическим здоровьем не обязательно приводят к заметному изменению поведения. В некоторых случаях у людей настолько сильно проявляются симптомы слабости и дезориентации, что они начинают думать о суициде. И всегда буду те, кто на самом деле планирует самоубийство, не обсуждая это ни с кем», — рассказывал специалист по авиационной психологии профессор Роберт Бор для программы «Расследование авиакатастроф».

Самоубийца

Специалисты выяснили, что за несколько месяцев до катастрофы Лубицу действительно стало хуже. Он обратился к 41 врачу с уверенностью в том, что теряет зрение, но не выявили никаких отклонений. Более того, он стал маниакально бояться того, что его карьера закончится.

Среди вещей из квартиры второго пилота было обнаружен порванный лист бумаги. Это было предписание от лечащего врача, рекомендующее психически нездоровому пилоту не летать. Документ был выдан за несколько дней до трагедии.

Представители компании Lufthansa заявили, что не знали о таких серьезных проблемах их пилота. Андреас консультировался у десятка врачей, которые выписывали ему рекомендации прекратить работать. Но ни один из них не связался с представителями авиакомпании, чтобы поднять тревогу по поводу состояния пилота.

«Они отдали эти больничные листы второму пилоту, предполагая, что он сам передаст их руководству авиакомпании и, следовательно, не будет летать», — рассказывал Роман Бевилард для программы «Расследование авиакатастроф».

Через 10 дней поисков в горах обнаружилось еще одно важное доказательство — бортовой регистратор. Данные показали, что Лубиц был в сознании во время снижения. Находясь в кабине в одиночестве, он снизил высоту до минимального значения и несколько раз менял скорость, сделав её максимально возможной.

Жуткая версия гибели 150 человек подтвердилась. Позже стало известно, что на предыдущем полете Андреас Лубиц также совершал различные манипуляции с высотой — репетировал.