Найти тему

Фестиваль «Каспийские сезоны» прижился в Астрахани

Вот и завершился блистательный, незабываемый четвёртый Международный фестиваль классического искусства «Каспийские сезоны». Знакомые меломаны уже спрашивают, ждёт ли нас такой же праздник музыки на будущий год? Хочется надеяться. Во всяком случае, завсегдатаи фестиваля планируют в нём поучаствовать.

Лучший бас планеты по версии СМИ Ильдар Абдразаков, например, пока так и не выступил у нас под аккомпанемент курая, как в театре «Ла Скала», поразив воображение взыскательной публики. Об этом концерте много писали. Но на встрече с журналистами он сказал, что непременно приедет в Астрахань с народной флейтой. Если организаторы будут не против.

В этом году о фестивале рассказывали в новостях почти всех российских каналов, транслировали по основным каналам ТВ и оперу Даргомыжского «Русалка». Замечательно, что фестиваль совпал по времени с проходящим в Астрахани Каспийским медиафорумом.

Совпал, конечно, не случайно. Тема журналистского форума — диалог культур. Но почему бы всегда не проводить эти мероприятия вместе независимо от обсуждаемых тем? Ведь тогда в нём будет участвовать больше журналистов из других стран. В этом году на открытии фестиваля телевизионщикам и фотокорреспондентам отвели целый сектор А.

Кстати, именно этот сектор первым стал бурно аплодировать великолепному иранскому скрипачу Амину Гафари, исполнившему концерт для скрипки Фархада Факреддини. И это были самые продолжительные аплодисменты открытия. Как неистово и проникновенно он играл.

Может быть, и поэтому впервые за фестивальные годы зал филармонии был практически заполнен во время выступления иранского ансамбля «Мехрабан»? Музыканты под руководством Хамида Реза Даду тоже творили чудеса.

Также восторженно реагировали астраханцы на выступление туркменского оперного певца Атаджана Бердыева с ансамблем «Камерата Ашхабад». В прошлом году этот прославленный коллектив привозил прекрасные фильмы об Ашхабаде, видеоряд впечатлял. В этом году видеоряда не было, но зато Туркменистан привёз познавательную краеведческую выставку о своём крае. Хорошее начинание.

А перед музыкальным днём Казахстана у организаторов фестиваля была даже лёгкая паника. Вместит ли зал филармонии всех желающих? Ведь на фестивальные концерты классической музыки в филармонию традиционно приглашают всех желающих. А их всё больше. Концерты бесплатны, и это замечательно.

Но все уместились. Великолепную игру домбристов Турпыхана Абуханова и Нуралы Айтуганова слушали даже в фойе филармонии, а молодёжь — на ступеньках лестницы. Может быть, через год, на пятом Международном фестивале, стоит проводить наиболее востребованные сольные концерты в театре оперы и балета? Там, кстати, достаточно залов и для встреч музыкантов разных стран друг с другом, для общения со зрителями, журналистами.

Кульминация фестиваля — конечно, традиционная опера на Соборной площади Астраханского кремля. Кремлёвские оперы всегда вызывают неизменный интерес. Благодаря этому проекту каждый год появляются новые поклонники у театра оперы и балета и в Астрахани, и в других городах.

Неизменный вопрос, который каждый год задают любители оперы: можно ли будет послушать фестивальную премьеру в театре? На этот раз организаторы, скорее всего, ответят утвердительно. Режиссёр постановки Сергей Новиков уже ставил «Русалку» Даргомыжского в концертном исполнении в зале им. Чайковского московской филармонии.

Так что спектакль с минимумом декораций, скорее всего, можно будет перенести на сцену театра. И в концертном исполнении в том числе. К тому же опера поставлена в двух равноценных составах. 31 августа она прозвучала в исполнении солистов Астраханского театра оперы и балета.

Теперь я буду ждать спектаклей с участием нашей прекрасной русалки Эмилии Аблаевой! Оказывается, она 8 лет служила в Мариинке и там же пела с приглашённым солистом этого театра Романом Арндтом (Князь в «Русалке»). Стоит прислушаться и к солисту театра Дмитрию Шарманову, исполнившему роль Мельника.

Безусловно, талантливому режиссёру Сергею Новикову, который несколько лет назад победил в конкурсе молодых оперных постановщиков страны, удалось по-новому взглянуть на творение Пушкина, на «Русалку». Его опера очень современна и своевременна.

Люди, предающие любимых, нередко теряют, губят и окружающих их людей, и себя. Это великолепно продемонстрировал в спектакле 30 августа приглашённый солист Большого театра Алексей Тихомиров. Какой же у него проникновенный шаляпинский бас.

Украшением фестиваля стал и его финал — вечер «Па-де-де на пальцах и для пальцев», устроенный прима-балериной Большого театра Светланой Захаровой и её мужем, знаменитым скрипачом Вадимом Репиным. Об этом вечере чаще всего пишут сейчас астраханские меломаны в социальных сетях.