Найти в Дзене

Еганово: Покровская церковь и мемориал войны 1812 года

Село Еганово Раменского городского округа исторически принадлежало к числу вотчинных владений московского Знаменского монастыря, основанного царем Михаилом Федоровичем Романовым. Покровская церковь в Еганово, построенная в 1890-х годах, являлась преемницей древнего Воскресенского храма, который когда-то стоял на вершине Ягановского холма – Боровского кургана. Этот курган у реки Москвы, по преданию, насыпали на месте погребения русских воинов, погибших в легендарном сражении. По другой версии холм имел естественное происхождение, а на его вершине еще в дохристианские времена находилось языческое святилище. В 1631 году первый царь из династии Романовых Михаил Федорович основал в Москве Знаменский мужской монастырь в память о кончине матери – великой государыни инокини Марфы. Обитель была устроена в той части исторической местности Зарядья, которая принадлежала боярам Романовым еще с XVI века и где при боярском дворе издавна стояла домовая церковь в честь иконы Божией Матери "Знамение". В
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Село Еганово Раменского городского округа исторически принадлежало к числу вотчинных владений московского Знаменского монастыря, основанного царем Михаилом Федоровичем Романовым. Покровская церковь в Еганово, построенная в 1890-х годах, являлась преемницей древнего Воскресенского храма, который когда-то стоял на вершине Ягановского холма – Боровского кургана. Этот курган у реки Москвы, по преданию, насыпали на месте погребения русских воинов, погибших в легендарном сражении. По другой версии холм имел естественное происхождение, а на его вершине еще в дохристианские времена находилось языческое святилище.

-2

В 1631 году первый царь из династии Романовых Михаил Федорович основал в Москве Знаменский мужской монастырь в память о кончине матери – великой государыни инокини Марфы. Обитель была устроена в той части исторической местности Зарядья, которая принадлежала боярам Романовым еще с XVI века и где при боярском дворе издавна стояла домовая церковь в честь иконы Божией Матери "Знамение".

В 1632 году по указу царя Михаила Федоровича старинная подмосковная вотчина Романовых село Еганово (в прошлом Яганово) была пожалована Знаменскому монастырю. В XVI веке Еганово принадлежало боярину Василию Михайловичу Захарьину-Юрьеву, а потом перешло его двоюродному брату Никите Романовичу Юрьеву – деду царя Михаила Федоровича. После возведения последнего на царский престол старинные вотчины Романовых, включая Еганово, стали использоваться "на обиход" великой княгини Марфы Ивановны – матери государя.

-3

В выписи из писцовых книг, выданной в 1632 году игумену Герасиму с братией, приводилось устное свидетельство крестьян-старожилов о том, что в урочище именуемом Городище у реки Москвы в Еганово еще до Смутного времени стояла церковь. Первое документальное свидетельство о постройке деревянной церкви в Еганово относится к 1658 году (по другим данным – к 1652 году). По описи 1763 года в селе значилась "церковь Покрова Пресятые Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотворца с небогатою церковною утварью… на деревянной колокольне 4 колокола".

Подмосковный край, раскинувшийся в окрестностях устья реки Пахры, был издавна богат камнем: белый известняк, который ломали в соседнем селе Мячкове, использовали для строительства древних храмов Московского кремля. Егановские крестьяне специализировались на добыче жернового камня для мельниц. Кроме того, в 1674 году из Еганова было доставлено 94 бочки извести для возведения хозяйственных построек московской Знаменской обители. В это время в Еганове постоянно жил "посельский старец" московской обители Христофор. Каменной промысел приносил основной доход для Знаменского монастыря наряду с прибылью от находившегося неподалеку Боровского перевоза через реку Москву.

-4

У Боровского перевоза вплоть до конца XVIII столетия стояла монастырская часовня в честь Знамения Пресвятой Богородицы, при которой постоянно жил особый "часовенный старец". Монастырский служитель собирал пожертвования на московскую обитель у путников, двигавшихся по Коломенской дороге. В 1753 году ветхая часовня была разобрана и построена заново. Знаменская часовня у перевоза в последний раз упоминалась в 1798 году, после чего была, видимо, заброшена.

В XVIII веке подмосковная вотчина в Еганово постепенно утратила былое значение для Знаменского монастыря. В 1705 году указом Петра I все кирпичные и каменные промыслы были отданы в ведение Ингерманландской канцелярии, и монастырь тем самым лишился денег с "копания жерновов на Ягановской земле". Также в эту канцелярию был временно передан и Боровский перевоз, который впоследствии был отдан частным лицам.

26 мая 1749 года в селе Еганове случился пожар, уничтоживший первую Покровскую церковь. В 1755 году была построена новая деревянная церковь, которая, по-видимому, просуществовала вплоть до 1890-х годов, когда началось возведение ныне сохранившегося кирпичного храма.

-5

12 октября 1895 года, согласно сведениям Московских церковных ведомостей, в новой церкви Покрова Пресвятой Богородицы освящали два придела: во имя Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Приделы были устроены на средства богатого крестьянина Павла Торопова и других жертвователей. Торжественный чин освящения возглавил благочинный, настоятель церкви села Мячково отец Михаил Ильинский с духовенством соседних сел и местным настоятелем отцом Григорием Никитским.

История Покровской церкви в Еганово тесно связана с древним поминальным храмом, который стоял когда-то на высоком кургане, насыпанном, по легенде, над телами убитых русских воинов. Этот существующий и ныне холм в разные времена называли Ягановским, Мячковским и Боровским. Упоминание о курганной церкви есть в духовной грамоте великого князя Дмитрия Донского 1389 года:

А сыну моему Андрею даю… луг Боровский да другий противу Воскресенья.

В завещании великого князя "Воскресеньем" назван Мячковский курган с храмом Воскресения Христова.

В 1805 году поэт Алексей Федорович Мерзляков посетил Ягановский холм и услышал там легенды о древней битве с татарами. По их мотивам он написал стихотворение "Мячковский курган", в котором есть такие строки:

Се высится гора на месте их побед. Се Богу-мстителю возник олтарь любови из праха славных жертв, упадших за Него.

В примечании к этим строкам Мерзляков пояснил, что под "олтарем любови" имел в виду церковь, которую построили на вершине горы для поминовения убиенных воинов. Мерзляков своими глазами видел несколько камней, обозначавших место алтаря исчезнувшей церкви, и на одном из них неясно вырезанное имя чтимого здесь святого.

Старинный некрополь при Покровской церкви
Старинный некрополь при Покровской церкви

Свидетельство о Воскресенском храме также приводил в "Прогулке по древнему Коломескому уезду" 1844 года историк и писатель Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев:

Здесь, на этой возвышенной площадке стоял некогда древний храм во имя Воскресения Христова… Где приличнее было стоять Воскресенскому храму, как не на этом холме! Создатели его, вероятно, говорили мысленно этим усопшим: «Вы забудетесь в памяти людей и их писаниях, но в великий день возрождения воскреснете к венцам нетленным!

Иванчин-Писарев указывал, что о церкви в то время напоминало только не зарастающее травой место, где она когда-то стояла. Древняя утварь, иконы и многие надгробные камни тогда уже были перенесены к Покровскому храму в село Еганово.

Иванчин-Писарев предполагал, что Ягановский холм мог быть не насыпным курганом над прахом воинов, как об этом говорила легенда, а местом языческих церемоний и поклонений одному из идолов, которых по дохристианскому обычаю ставили на возвышениях. Позже место языческого святилища, как это часто бывало, занял православный храм. Название "Яганово" и Ягановский холм писатель выводил от имени вещуньи Яги, которая в славянских мифах считалась прорицательницей и покровительницей искателей приключений. Впрочем, автор версии о "бабе Яге" указывал, что название могло произойти и от германского имени Иоганн, и от монгольского – Яган, и от литовского – Ягайло.

Н. Д. Иванчин-Писарев упоминал две местные святыни из древнего Воскресенского храма: икону Воскресения Христова и образ Богоматери, которые были отданы в церковь села Еганово, а оттуда – в московский Знаменский монастырь. Писатель утверждал, что нашел в ризнице этого монастыря одну из упомянутых икон Божией Матери с вышитым окладом, унизанным жемчугом. Вторая храмовая икона Воскресения Христова была утрачена в нашествие французов в 1812 году.

-7

Н. Д. Иванчин-Писарев мечтал о сооружении на месте утраченной Воскресенской церкви небольшой часовни в "готико-византийском стиле", но его желание, увы, так и не исполнилось. Сегодня духовным преемником древней церкви, стоявшей на легендарном холме, можно считать храм Покрова Пресвятой Богородицы села Еганово.

Находившийся примерно в двух верстах от Еганово Боровский перевоз вошел в историю Отечественной войны 1812 года, как место, откуда начался знаменитый Тарутинский маневр русской армии. История сохранила имена крестьян села Еганова, отличившихся в борьбе с французами у Боровского перевоза: старосты села Василия Леонтьева и крестьянина Федора Дмитриева. 22 сентября стихийные отряд "воинов-земледельцев" и казаков переправился вброд через реку и ударил по рядам неприятеля. 11 французов были убиты, а 46 были взяты в плен с оружием, лошадьми и повозками.

Слева от креста памятник атаману М. И. Платову
Слева от креста памятник атаману М. И. Платову

Второго сентября французы заняли Москву, и в тот же день армия Кутузова начала отступление по Рязанской дороге. Армия заночевала и провела следующий день в селе Панки недалеко от Люберец. Арьергард – отряд прикрытия отступающей армии – заночевал ближе к Москве в бывшей деревне Вязовке, которая находилась в районе метро Кузьминки. Армия сутки ожидала в Панках, пока из города выйдут по Рязанской дороге жители Москвы. Вечером 4-го сентября две части арьергарда отошли к Островцам и Панкам, а основные силы расположились дальше по Рязанской дороге у сел Боровский мост и Кулаково. По пути из Панков к Боровскому мосту Кутузов отослал донесение императору об оставлении Москвы.

командующий армией в 1812 году М. И. Кутузов
командующий армией в 1812 году М. И. Кутузов

У Боровского моста Кутузов начал скрытое фланговое движение армии с Рязанской дороги на Калужскую. 5 сентября армия незаметно для неприятеля перешла на Каширскую дорогу, а на другой день достигла Подольска. Арьергард в тот же день переправился через реку Москву у Боровского моста и занял место, где недавно стояли ушедшие к Подольску основные силы. Здесь арьергард настигла французская конница. Ночью он перешел на другой берег Москвы и сжег мост. На Рязанской дороге осталось только два казачьих отряда, возглавляемых полковником Ефремовым. Они должны были изображать арьергард русской армии, будто бы отступающей дальше по Рязанской дороге.

Маршал Себастьяни переправился у Боровского моста через реку Москву и стал преследовать казаков Ефремова, ошибочно принимая отряд за арьергард всей русской армии. Французы вязли все дальше вглубь по Рязанской дороге, пока армия Кутузова незаметно перемещалась совсем в другом направлении – к Калужской дороге. Только у Бронниц Себастьяни понял, что его обманули. Французы поспешно вернулись из Бронниц в Москву, но время было потеряно. Русская армия уже стояла на Калужской дороге у села Красная Пахра.

Памятник советскому солдату
Памятник советскому солдату

В 2008 году казаки Московского казачьего округа "МСОО Всевеликое войско Донское" установили около церкви в Еганово и мемориала Великой Отечественной войны поклонный крест в память о маневре у Боровского перевоза в сентябре 1812 года. Со временем здесь появился целый мемориальный комплекс. В 2010 году здесь поместили капсулы с землей с Куликовского, Бородинского, Прохоровского полей и Псковского кургана. В мае 2011 года появилась новая капсула с землей из Брестской крепости и Мамаева кургана. К двухсотлетию Бородинской битвы в 2012 году в Еганове поставили бюст М. И. Кутузова. На постаменте приведены слова полководца:

Я счастлив, предводительствуя русскими, а вы должны гордиться именем русских, ибо сие имя есть и будет знаменем победы.

В том же 2011 году была высажена аллея славы. Наконец, в 2014 году рядом с крестом и памятником Кутузову казаки поставили бюст атаману Донского казачьего войска Матвею Ивановичу Платову.