История выпуска автобусов во Владивостоке, на производственных мощностях завода Mazda Motors началась с того, что в 2022 г японцы продали свою долю в предприятии и ушли с рынка России.
Сегодняшний владелец предприятия - ПАО «Sollers», сначала разместил на площадках сборку двух своих пикапов - ST6 и ST8. Затем компания изменила свое решение, переведя сборку машин на завод в Ульяновск, на простаивающие конвейеры по сборке УАЗ-469. А вместо пикапов развернули сборку двух интересных моделей автобусов, это туристический «Sollers SA9» и междугородний «Sollers SA6». И в общем-то можно понять причины, китайских пикапов на российский рынок завозится с избытком, а вот комфортабельных автобусов не хватает.
Работа по подготовке кипит полным ходом, и первые продажи уже намечены на декабрь этого года. Планируется предоставлять гарантию на автобусы в течение 24 месяцев или до пробега 150 тыс. км. Хотя для нормально работающего автобуса такой пробег накатывается за год эксплуатации. Уже даже обещана программа льготного лизинга с вероятной скидкой, но механизм компенсации пока неизвестен.
Разумеется, компания «Sollers» никогда не смогла бы за столь короткое время разработать, воплотить в металле и сертифицировать столь сложную технику, как пассажирский автобус. Пока об этом нет и речи. Сегодня «Sollers» покупает машинокоплекты на автобусы А9 и А6 у китайской компании Ankai. Что может быть и неплохо для российского пассажира. Китайские автобусы довольно давно катаются и претензий к ним практически нет.
Российский Sollers SA9 - это довольно большой (12 м) и комфортабельный автобус на 51 пассажира
Причем, учитывая туристическое назначение, особое внимание уделяется уровню комфорта в салоне. У SA9 усиленная система кондиционирования и обогрева. У каждого пассажира персональные дефлекторы вентиляции, кресла с дополнительной регулировкой положения спинки, есть откидной столик и возможность подключиться к USB-порту. О доступе к интернету пока речи не идет, но возможно в будущем это станет одной из оплачиваемых услуг для пассажиров.
Автобус получился достаточно мощным. На нем стоит турбодизель WP10 на 370 лошадок, работающий в паре с коробкой МКПП от известного производителя FAST Gear.
Разумеется, характеристики SA9 (Ankai А9) специально подогнали под жесткие нормы по выхлопу (Евро 5) и безопасности движения. Иначе автобус не пропустили бы в другие страны, в тот же Евросоюз или даже в некоторые города Поднебесной. Что касается безопасности движения, то в конструкции полный набор безопасности, АБС, система стабилизации крена, ASR, ESC, несколько камер переднего обзора слепых зон перед автобусом. Посадка водителя достаточно высокая, не все хорошо видно на дороге, поэтому видеокамеры реально помогают управлять автобусом. Еще один плюс модели – это высокая посадка пассажиров в салоне и огромное багажное отделение на 9,1 м3.
Вторая модель – SA6, планируется в двух вариантах
Для местных и региональных перевозок будет использоваться 9-ти метровый «коротыш» на 31 пассажирское место. Автобус получился простым, удобным, но при этом довольно шустрым. Что немаловажно, если SA6 будет кататься по крупным городским агломерациями и городам – миллионникам. Мощность дизеля 245 л.с., расход топлива 18 л на сотню.
В то же время более длинная версия (12 м) на 51 пассажира может одинаково успешно использоваться для любых перевозок, как на региональных маршрутах, так и на дальние дистанции 500-1000 км. Фирменного лоска, как у SA9, у этой модели нет, не предусмотрены туалет и холодильник-бар, но есть неплохая климат-система и очень хорошая вентиляция, в целом уровень комфорта достаточно высокий.
У обеих моделей дизеля сделаны под Евро-5, поэтому автобусы могут быть использованы и для международных перевозок, если вдруг возникнет необходимость переориентировать транспорт на внешний рынок.
В планах компании Соллерс выпускать до 1500 штук в год. На первый взгляд это не так много, но нужно учитывать, что сборка пассажирского автобуса требует массу ручной работы, особенно при внутренней отделке салона. Но компания оптимизма не теряет и рассчитывает увеличить глубину локализации хотя бы до уровня сварки и окраски корпусов.
Если сравнивать с грузовиками, то номенклатура комплектующих примерно на 60% больше, а значит логистика поставок сложнее, не говоря уже об управлении процессом сборки на конвейере. Пока что компания Соллерс не объявляла даже о приблизительных ценах на свои автобусы. Понятно, что первые модели пойдут в продажу просто с переклеенными шильдиками. Но остальные, уже собранные во Владивостоке, обойдутся гораздо дороже, поэтому возможные затраты будут уточняться до последнего момента. Хотя не факт, что компания в конечном итоге согласится на глубокую локализацию сборки. Без льгот по налогообложению это может стать просто невыгодным делом.
С уважением, Владимир Воробьёв