Ксеноморфный привет зрителям!
Конфуций говорил, что одна из величайших радостей, доступных человеку, это встретить старого друга, прибывшего издалека. Благородный муж несомненно был прав, но нельзя забывать, что даже старые друзья рано или поздно меняются до такой степени, что перестают быть старыми, а иногда и друзьями.
Оригинальный «Чужой», созданный фантазией сэра Ридли Скотта почти полвека назад, стал новым словом в кинематографе, благодаря как визуальному пиршеству, обеспеченному гением швейцарского дизайнера Гигера, так и новаторскому синтезу жанров, проведённому режиссером. Видение Скотта было уникальным для своей эпохи и впервые в истории кино исследователи космоса предстали перед зрителем в абсолютно негламурном образе, интегрируя научную фантастику, хоррор и производственную драму.
«Ромул» в теории остаётся верным основной идее франшизы, но дьявол скрывается в деталях, поэтому посмотрим, что же несколько менее опытный режиссёр Феде Альварес сотворил на практике.
оригинальное название: Alien: Romulus
год: 2024
режиссёр: Феде Альварес
в ролях: Кейли Спейни, Дэвид Джонссон Фрай, Арчи Рено, Изабелла Мерсед, Спайк Ферн, Айлин У
Сюжет «Ромула», как и положено фильму, сценарий которого писали миллениалы и зумеры, начинается с чудовищной логической дыры. Согласно видению хорошо разбирающихся в законах физики сценаристов, ксеноморф, которого Рипли выкинула из спасательной шлюпки звездолёта «Ностромо», каким-то чудом пережил 20 лет в вакууме и был обнаружен корпорацией «Weyland-Yutani». Умные бизнесмены, которых хлебом не корми, только дай экспериментировать с крайне опасными биологическими паразитами, немедленно клонировали Чужих, которые предсказуемо убили большинство персонала научной станции «Ромул». Оставшиеся в живых учёные покинули станцию, и она, уйдя в неконтролируемый дрейф, долгое время неслась сквозь космос, пока не попала на орбиту планеты под названием Джексон.
По удобному стечению обстоятельств, именно на этой планете и живут главные герои фильма — девушка-сирота по имени Рэйн Кэррадайн и её названный брат — андроид по имени Энди. На планете Джексон творится натуральный киберпанк: всё вокруг принадлежит злобной корпорации (по очередному совпадению — всё той же «Weyland-Yutani»), население звёздной колонии занимается добычей полезных ископаемых, вокруг грязь, токсичные отходы, вечная ночь, банды хулиганов, средняя продолжительность жизни 35 лет, да вдобавок корпорация распоряжается своими сотрудниками как рабами — словом, Красноярск и Гуанчжоу в одном флаконе.
Будучи во всех отношениях положительной девушкой, Рэйн изо всех сил пытается играть по правилам и как можно быстрее свалить с токсичного планетоида, но когда корпоративные бюрократы в одностороннем порядке продлевают её контракт, обрекая героиню на медленную смерть в шахтах, она принимает предложение бывшего бойфренда по имени Тайлер принять участие в опасной экспедиции.
Оказывается, что Тайлер и его весёлая компания хакеров, бывших пилотов и мелких преступников, получив доступ к радарам колонии, замечают приближение к планете заброшенной космической станции, которая должна потерпеть крушение через 36 часов. Тайлер рассчитывает, что на станции могут быть дорогие припасы, и что самое главное, жидкий азот для криогенного сна, украв который, герои смогут вырваться с адской планеты. Рэйн же нужна команде, потому что её брат-андроид имеет встроенный доступ к системам космических кораблей, что сильно поможет в их рейде.
Стоит ли говорить, что приближающаяся к планете заброшенная станция оказывается «Ромулом», а попытки героев скачать азот из системы криогенного сна разбудят стаю милашек-фэйсхаггеров, просто горящих желанием имплантировать паразитов в беззаботных homo sapiens. К тому же команда мародёров, ожидая лёгкую добычу, не захватила с собой практически никакого оружия, да и стрелять в Чужих, у которых вместо крови кислота, немедленно разъедающая тонкие стенки космической станции, явно не лучшая идея. Соответственно, героям остаётся лишь истошно кричать и быстро бегать, а зрителю — делать ставки, кого ксеноморфы сожрут первым.
Новый «Чужой», в числе своих многочисленных достоинств, имеет одну замечательную функцию — он может служить лакмусовой бумажкой для определения синефила со стажем. Если повороты сюжета, общая атмосфера фильма, визуальный стиль, раскадровки, детали диалогов, и наиболее грандиозные сцены кажутся вам чем-то свежим и интересным, поздравляю — вы молоды как минимум душой. Если же каждые пять минут вас посещает мысль, что конкретный элемент повествования вы уже где-то видели как минимум один раз, то не волнуйтесь — вы не ошибаетесь.
Согласно хитрому плану авторов, «Ромул», как очередная попытка перезагрузить франшизу, представляет собой одновременно синтез и ремикс всех её частей. Старательно заимствуя из каждого предыдущего фильма что-то своё, авторы дают возможность молодому поколению зрителей ознакомиться с наиболее распиаренными моментами франшизы, в лучших традициях «Фаренгейта» Брэдбери создавая экстракт из экстракта. Тут вам и дрейфующие ошмётки «Ностромо», и импульсная винтовка, и термальное видение Чужих, и отчаянно пищащий сканер в руках паникующих героев, и резко выскакивающий в кадр ксеноморф, и уничтожение врагов с помощью декомпрессии, и многочисленные цитаты Эллен Рипли. Впрочем, авторы иногда доводят этот принцип до абсурда — те же винтажные компьютеры с громоздкими клавиатурами и монохромными экранами на звездолётах будущего, использование которых было вполне объяснимо в оригинальном «Чужом» конца 70-х, в наш век голограмм и нанотехнологий выглядят диковато.
Впечатление также несколько портят очевидные глупости, допускаемые сценаристами — за судьбой научной станции стоимостью в десятки миллиардов никто не следит; информация о прогрессе исследований вселенской важности нигде не сохраняется и не отправляется на Землю; когда станция подаёт сигнал бедствия и сходит с орбиты, корпорация даже не пытается спасти своё имущество, не говоря уж о бесценных научных данных и ДНК ксеноморфа, которые непременно погибнут при крушении. Кстати, учитывая опасную природу экспериментов корпорации, непонятно, чем вообще занимается правительство Земли, реакции которого опасались корпоранты из оригинальной трилогии? Где армия, так хорошо выступившая во второй и четвёртой части франшизы? Почему спустя почти век после инцидента с «Ностромо» в новейшей лаборатории работают устаревшие андроиды марки «Эш»? Почему ценнейшего робота, способного играюче взламывать секретные коды, после окончания его службы не уничтожили, а тупо выбросили на свалку, где его может найти любой предприимчивый хакер? И самое главное, откуда на станции столько потенциальных носителей паразитов, если станция уже долгое время летит в космосе без кислорода, и все люди на борту должны были погибнуть?
Да и наконец, сама основа главной сюжетной интриги также просто смехотворна: найти во Вселенной объект объёмом в несколько кубических метров, запущенный в неизвестном направлении за десятки световых лет от Земли, не просто маловероятно, а очевидно невозможно — какая там иголка в стоге сена! Я понимаю, конечно, что в наше время знать законы Ньютона и историю культуры совершенно не модно, но столь очевидный случай deus ex machina сложно пропустить даже первокласснику.
Но всё это мелочи, поскольку при всей своей вторичности и прорехах в сценарии, «Ромул» вполне успешно выполняет основную функцию коммерческого фильма — обеспечивает зрителю качественное развлечение. Режиссёр, набивший руку на хорроре, прекрасно понимает как свою задачу, так и интересы своей аудитории, и обеспечивает немедленный и беспрерывный экшен в течение всего хронометража, особенно не задумываясь о логике действий персонажей. Если в оригинале неспешный темп повествования способствовал постепенному нагнетанию напряжения и вдумчивому развитию сюжета, то сейчас саспенс приносится в жертву эстетике подросткового слэшера. Зрелые люди, обстоятельно и научно пытавшиеся бороться с ксеноморфами в оригинальном «Чужом», остались в прошлом, и были заменены молодыми балбесами, но нельзя сказать, что эти изменения стали для фильма фатальными. Парадоксально, но несмотря на общее снижение уровня производства, франшиза, сильно изменив своё содержание, продолжает успешно работать.
Конечно, некоторые креативные решения, заточенные под современный политкорректный мир, вроде трогательного робота-аутиста, который одновременно является негром (до нагоняющего жуть Дэвида ему все равно далеко), или хрестоматийного символизма канарейки в клетке, заставляют саркастически ухмыльнуться, но в целом эстетика фильма хороша и гармонично вписывается в общую канву повествования.
Техническая сторона проекта на высоте, столь важная для хоррора игра света и тени применена умело и к месту, Чужие как всегда одновременно эстетически прекрасны и омерзительны, панорамы космоса умопомрачительно красивы, а зашлакованные улочки колонии и полуразрушенные космические станции ровно в нужной степени депрессивны и клаустрофобны. Весьма свежо и интересно сняты также трюки и бои в невесомости, создающие смысловой мостик с такими хитами игровой индустрии как Starfield и Alien vs. Predator.
Актёрский состав «Ромула» можно охарактеризовать двумя словами — молодой и актуальный. Поскольку никакого особого актёрского мастерства сценарий в данном случае не требует, основная задача труппы это поддержание интереса у относительно юной части аудитории, с чем они прекрасно справляются. Кейли Спейни, несмотря на свою молодость, может похвастаться отличным послужным списком и компетентностью, которую мы могли наблюдать в недавнем «Падении империи». В данном случае она очень аутентична в роли обычного человека, попавшего в жуткую ситуацию. Дэвид Джонссон Фрай прекрасен в роли многоликого андроида, но о конкуренции с Фассбендером речь, разумеется, не идёт. Арчи Рено и Спайк Ферн хороши в роли недалёких братьев-гопников, а Изабелла Мерсед и Айлин У замечательны и функциональны в роли красивой пищи для ксеноморфов.
Итог: небезынтересная перезагрузка знаменитой франшизы. В целом фильм очень и очень неплох, но при этом, в отличие от оригинала, снят куда более неряшливо, и не вызывает безусловного восторга.
Александр Костин для портала Альтерлит