Найти тему
Время Новостей

Сюрпризов станет меньше. Подписки-призраки могут выйти из тени

Оглавление

В Госдуме приняли в первом чтении законопроект о защите прав пользователей цифровых подписок. Документ, предложенный межфракционной группой депутатов, вносит изменения в закон «О защите прав потребителей». «Ямал-Медиа» рассказывает, что изменится для держателей цифровых подписок.

Добиться прозрачности в подписках

По данным мониторинга «Цифровой России», каждый четвертый россиянин оформляет платные подписки на стриминговые сервисы, видеохостинги, онлайн-версии печатных изданий и другие сервисы и приложения. Но когда бесплатный пробный период заканчивается, более 60% таких пользователей забывают их отменить и продолжают платить за ненужные или слишком дорогие для них услуги. При этом на каждой пятой площадке о предстоящем списании не предупреждают. Платформы объясняют это тем, что сегодня на законодательном уровне у них нет обязанности информировать об этом пользователей, пишут «Известия».

Законопроект, принятый Госдумой в первом чтении, как раз нацелен на обеспечение большей прозрачности предоставления платных онлайн-подписок. В частности, предлагается включать в договор информацию о сроке действия подписки, размере и периодичности платежей, а также о порядке отказа от услуг. Это поможет избежать необоснованных списаний денежных средств с банковских счетов пользователей, подчеркнул спикер Госдумы Вячеслав Володин.

-2

Фото: metamorworks/Shutterstock/Fotodom

Кроме того, перед каждым списанием средств с абонентского счета или карты клиенту предоставят возможность либо подтвердить свое согласие на платеж, либо отписаться от услуги. Предуведомлять будут за сутки до списания средств. За это время человек успеет решить, продолжать ли пользоваться услугой или отказаться от нее.

Спасти миллиарды

Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group, согласен, что новая норма сделает подписки более прозрачными, как это было с банковскими услугами. «Часто клиент не знает, будет ли его подписка продлена. Законопроект предусматривает уведомление за день до продления. Поэтому даже при автоматическом продлении человек будет в курсе», — отметил он в интервью «Известиям».

Однако Денис Кусков, генеральный директор агентства TelecomDaily, считает, что в законопроекте нет ничего принципиально нового. «Это больше о том, чтобы уведомить клиента, что срок его подписки скоро истечет, и с его счета спишут определенную сумму. Пользователь сам должен решить, хочет ли он продлить подписку», — объяснил свою позицию эксперт.

Законопроект пользуется большой поддержкой в обществе, так как ежегодный доход от подписок на цифровой контент в России уже достигает 180 млрд рублей, подчеркнул Сергей Довгаль, руководитель юридического отдела независимого профсоюза «Новый труд». Но далеко не все сервисы информируют пользователей о платной подписке и списании средств. По данным эксперта, до пятой части всех подписок вообще не используются, но за них продолжают вносить деньги. А это до 3 млрд рублей ежемесячно.

Как обойти «подписочные ловушки»

Законодательная инициатива призвана уберечь потребителей от попадания в «подписочные ловушки», отметил телеком-аналитик и автор популярного телеграм-канала abloud62 Алексей Бойко. Например, пользователи могут продолжать платить, потому что на сервисе усложнена процедура отказа от цифровых услуг. Процесс отписки должен быть простым даже для тех, кто не разбирается в технологиях, подчеркнул эксперт.

«Но если информация о способе отказа от цифровых услуг будет только в договоре, это малоэффективно. Кто вспомнит, где находится этот документ, спустя год или больше?» — предупредил Бойко.

-3

Фото: Banias/Shutterstock/Fotodom

Сергей Довгаль считает, что инициатива поможет отрегулировать конкуренцию на цифровом рынке, устранив недобросовестные практики и создав равные условия для всех участников, что важно для внедрения инноваций и улучшения качества услуг. «Введение законопроекта о регулировании платных цифровых сервисов станет важным шагом для упорядочивания и развития этого сектора экономики, что будет полезно как для потребителей, так и для бизнеса», — заключил эксперт.

Международная практика

Регулирование цифрового пространства активно развивается и за рубежом. С начала весны в ЕС вступил в силу акт, направленный на предотвращение злоупотреблений со стороны крупнейших технологических компаний. Закон коснулся шести корпораций, занимающих доминирующее положение на рынке: Alphabet, Amazon, Apple, Meta*, Microsoft, а также китайской компании ByteDance. Также, как пишут «Ведомости» со ссылкой на Financial Times, Евросоюз может наложить на корпорацию Meta* штраф в размере 13,5 млрд долларов за подозрения в монополизации рынка рекламы. Еще один значимый закон ЕС обязывает интернет-платформы и социальные сети принимать меры по защите пользователей от незаконного контента и товаров.

В Штатах также ведется активная работа по регулированию цифрового рынка. Этой весной министерство юстиции США обвинило Apple в создании монополии на рынке смартфонов, утверждая, что компания использовала свое влияние для повышения цен для потребителей и разработчиков. В июне Amazon согласилась выплатить штраф в размере 30 миллионов долларов за нарушение конфиденциальности данных пользователей, связанных с голосовым помощником Alexa и камерами Ring Doorbell.

-4

Фото: Sergei Elagin/Shutterstock/Fotodom

В августе суд в США признал Google монополистом в сфере онлайн-поиска, указав на многомиллиардные выплаты партнерам за предустановку сервиса. А в сентябре Европейский суд подтвердил штраф Google в размере 2,4 млрд евро за предоставление приоритета своему сервису сравнения покупок. В тот же день суд обязал Apple выплатить Ирландии 13 млрд евро за налоговые нарушения, указав, что соглашение с Ирландией о минимизации налогов нарушает законы ЕС о государственной помощи.

В то же время в США отсутствует специализированное антимонопольное регулирование для цифровых платформ, и их деятельность регулируется общими нормами.

Ранее мы рассказали, как избежать подключения ненужных подписок.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».

* Компания признана экстремистской и запрещена на территории РФ.