Самая известная легенда о княгине рассказывает о том, как жестоко она отомстила за смерть своего супруга — князя Игоря. Но при этом мы знаем, что Ольге была не чужда и христианское смирение, и покорность.
Княгиня Ольга вошла в историю как вдова князя Игоря и женщина, которая не боялась проявить силу и жестокость. После гибели мужа от рук древлян она не просто приняла решение о мести — она хладнокровно и расчетливо спланировала её, а потом и воплотила в жизнь. Ольга не ограничилась простым возмездием; её месть была изощренной и показательной. Так рассказывает о княгине одна из легенд.
Но всё же какого рода-племени была Ольга, в какой семье рождена и воспитывалась? Кто она?
По одной из версий, Ольга была родом из Пскова, из простой (не статусной) семьи, родители ее были «языка варяжска». Но по другой версии, Ольга — древлянка, довольно знатная. (В описываемый период древляне имели раннегосударственную структуру, и у них было свое княжение.)
У нас нет сведений о детстве и юности Ольги, мы знаем её только с момента, как она стала супругой князя Игоря. Возможно, князь Олег, воспитатель Игоря, имел какое-то отношение к воспитанию и обучению Ольги? Ведь те решения, что принимала княгиня как государственный деятель, были прагматичны и эффективны и имели большое значение для формирования Древнерусского государства.
Как Олег хранил Русь для Игоря, сына Рюрика, так Ольга хранила Русь для Святослава, сына Игоря.
Месть Ольги вошла в историю
В «Повести временных лет» это событие описывается как пример стратегического мышления и жесткой непреклонности. Но Ольга действительно действовала очень жестоко. По легенде, она сожгла древлянских послов в бане, а потом выступила против древлян и спалила их стольный град Искоростень. Меленький Святослав тоже принял символическое участие в этом походе, именно его указующая рука и слова призыва к мести и стали чем-то вроде «благословения на правую битву».
Но существует еще одна версия событий и еще одна полулегенда-полуистория.
Документально подтвержденному исследованию личности Ольги мешают два, казалось бы, взаимоисключающих обстоятельства. До внезапной смерти мужа она была всего лишь женой князя, то есть фигурой несамостоятельной и для летописцев (при условии, что они в те времена существовали при киевском дворе) малоинтересной. Но после стремительного, запоминающегося выхода нашей героини на историческую сцену и особенно после канонизации интерес к ее личности вырос сразу на несколько порядков. Но теперь писать о некоторых событиях стало неудобно, да, пожалуй, даже и опасно.
Тут возможны несколько вариантов развития событий:
- Ненужные, опасные фрагменты летописей были уничтожены или очищены и заменены более подходящими.
- Сохранившиеся оригиналы сгорели в многочисленных пожарах и безвозвратно погибли в монастырских подвалах.
- Древние, трудно читаемые рукописи переписывались не знающими истории иноками, которые могли заменить и смысл, и суть повествования по своему усмотрению или незнанию.
Дело в том, что многие летописи перекладывались с глаголицы на кириллицу. В глаголице, как и в кириллице, буквы имели и цифровое значение, но в этих алфавитах совпадают цифровые значения только двух цифр-букв: а=1 и я=10.
В результате целые поколения историков приходили в отчаяние, пытаясь разобраться с хронологией событий тех лет, а также с возрастом Ольги и ее происхождением. В. Татищев, например, утверждал, что она крестилась в возрасте 68 лет, а Б. Рыбаков настаивал на том, что в то время ей было от 28 до 32 лет. А это, согласитесь, очень внушительная разница.
Если верить Иоакимовской летописи и другим древнерусским источникам, картина выходит следующей. Ольга скромно и незаметно жила в селе под Псковом (которое, если верить некоторым из тех же летописей, было основано самой Ольгой после возвращения из Византии).
Несмотря на скромность, летописец сообщает, что Ольга имела прозвище Прекраса, а другой летописец, противореча этим сведениям, убеждает, что Прекрасой Ольга стала в период своего правления: так, за мудрость и справедливое правление, её величали в народе.
Но и это, собственно, не помеха — ошибки неизбежны. Но дело в том, что в некоторых фрагментах летописей Ольгу называют княжной ободритов, внучкой Гостомысла и дочерью Умилы, матери Рюрика, — то есть сестрой Рюрика.
Две Умилы в истории, может быть, и жить эти женщины могли в разное время, но указанные вместе имена Гостомысла и Умилы, а также название племени «ободриты» — это уже очень и очень подозрительно и наводит на всякие «нехорошие» мысли.
Может быть, в оригинальной версии летописи Игорь не был сыном Рюрика? Но из сохранившихся до наших дней списков древних хроник слова не выкинешь и...
В 880 году 19-летний Игорь впервые встречается с Ольгой Прекрасой, перевозит её через реку на лодке и влюбляется. А Прекрасе в это время около 120 лет. Игорь, видимо, добивался благосклонности Ольги 23 года, потому что супругами они стали в 903 году, а Святослава она родила в 942 году, когда ей стукнуло около 180 лет. Двадцать лет спустя, когда княгине исполнилось 200 лет, в неё влюбляется император Византии, но Ольга отвергает его ухаживания и возвращается на Русь, где прожила еще 12 лет.
Вот, как-то так...