Босодзоку (агрессивный гоночный клан) — полукриминальная субкультура байкеров
Босодзоку — можно назвать одним из самых известных течений субкультур Японии. Изначально они возникли как субкультура, состоящая из криминальных группировок лихачей-мотоциклистов, а вскоре часть пересела на автомобили. Впоследствии основная масса субкультуры попыталась дистанцироваться от криминала, сохранив при этом «легальный» образ жизни «банд мотоциклистов».
Первоначально их именовали каминаридзоку (кланы грома). Народ видел в них бывших камикадзе, стремящихся к острым ощущениям. Иногда их просто называли «байкерскими бандами». Современное название субкультуры появилось случайно в июне 1972 года:
Во время репортажа о драке банд с участием байкеров перед вокзалом в Токояме местная телестанция из Нагои соединила слова «гонки» (босо) с «семья, племя, клан» (дзоку). «Бо» из «босо» имеет также значение «насилие», как и в слове «борёкудан» (гангстер), как часто называют якудза. Таким образом, смысл слова «босодзоку» можно передать только с помощью кандзи.
Центром зарождения движения был восток страны. В 1972 — 1974 годах босодзоку поучаствовали в 84 криминальных инцидентах. В первой половине 1975 года количество босодзоку уже составляло около 570 кланов по всей стране.
В 2002 году в связи с распространением банд босодзоку в Хиросиме власти Японии приняли указ, предписывающий покончить с босодзоку в городе.
В 2004 — 2005 годах ужесточается дорожное законодательство и численность босодзоку резко уменьшается. Одновременно с этим босодзоку постепенно стареют.
Босодзоку были настолько неуправляемыми, что в конце концов правительству Японии пришлось создать специальные исправительные учреждения, чтобы их обуздать. В наши дни движение босодзоку постепенно идёт на спад, многие бывшие кланы босодзоку переквалифицировались в «старые байкерские клубы» (кюсякай, дословно «старое мотоциклетное [автомобильное] общество»). Нынешние босодзоку — взрослые байкеры, вся деятельность которых находится в рамках закона. Считается, что закат субкультуры обеспечила полиция, создавшая жёсткую систему наказаний за типичные для босодзоку нарушения.
Одна из самых примечательных особенностей субкультуры босодзоку — тюнинг их мотоциклов и автомобилей. Стиль босодзоку включает пять направлений тюнинга:
- сякотан,
- янки-стайл,
- вип-стайл,
- кося,
- гратян.
Сякотан является исторически первым и классическим стилем босодзоку; основной его элемент — спортивные машины с заниженной подвеской.
Янки-стайл представляет собой псевдогавайский стиль, навеянный гавайскими рубашками и белыми брюками из 70-80-х годов XX века. Большинство босодзоку того времени следовали этой моде и после того, как она прошла, выделились в отдельное направление.
Вип-стайл — современное веяние в субкультуре босодзоку, который, в отличие от других подвидов, ориентируется прежде всего на современные машины представительского класса.
Кося и гратян же предпочитают японские автомобили 80-х годов XX века и гоночные машины.