Найти тему

Путешествие в Каракорум

Этом летом Дмитрий Фроленко (коммерческий директор МАНАРАГИ) исполнил свою давнюю мечту и отправился в путешествие в горы Пакистана. Впечатления от трека и много красочных фото в заметке.

Попасть в Каракорум мне хотелось очень давно. В начале желание было чисто гипотетическое, но после рассказов и просмотра видеоматериалов Саши Кленова об их с Михаилом Деви восхождении на Спантик и участии в экспедиции А. Одинцова на Латок, захотелось перевести это желание в практическую плоскость. Это почти удалось сделать, когда Алексей Болотов собирался организовать восхождение на Броуд пик, но экспедиция тогда, не помню уже по каким причинам, сорвалась. Время шло, я достаточно много где побывал, но Каракорум так и оставался нереализованной мечтой.

В декабре 2023 ко мне в офис заглянул мой товарищ - Вадим Аксеньтев (автор проекта «Разумеется…это невозможно»), с которым мы вместе неоднократно путешествовали, и предложил подумать по поводу поездки в Пакистан. Я сразу увлекся этой идеей и начал рассматривать вариант трека по леднику Болторо к подножью К2 и Броуд пика с дальнейшим переходом через перевал в соседнюю долину ( идти обратно из под К2 по пути подъема не очень хотелось) . О существовании такой возможности я знал еще из книги Himalaya Alpine- Style, купленной в книжном магазине в Катманду еще в 1996 году (там была схема района Балторо с нанесенным через перевал треком) и рассказов Болотова, что он уходил через этот перевал после экспедиции на Гашербрумы. Интернет выдал название перевала – Гондогора Ла и подтвердил, что через него водят треки. Вадим, через альпинистов, с которыми общался в рамках своего проекта, узнал контакты пакистанских фирм, организующих треки, и мы начали переписку. В Пакистан невозможно попасть просто так, как, например, в Непал. Для получения визы необходимо приглашение от принимающей фирмы и время получения визы, после подачи всех документов и оформления онлайн заявки на сайте, занимает примерно месяц. На двоих нам пакистанские операторы выставили очень дорогой прайс за тур, мы просили его уменьшить за счет уменьшения сервиса, пакистанцы шли на это очень неохотно. Пока велась переписка, наступил январь, конкретики не было, у Вадима изменились планы на лето, и я остался один. Но остановиться уже не мог, начал мониторить в интернете предложения о таком туре. Их было не очень много. Мой выбор пал на фирму Сила Территории – и все получилось.

Мне неоднократно доводилось бывать в больших горах – Центральный Тянь-Шань, Памир, Гималаи в спортивных походах, треках и на восхождениях, но Каракорум меня поразил. Потрясающие масштабы долин и ледников, отвесные стены окружающих тебя гор, сами горы остроконечные. Количество шести-семитысячников на квадратный километр просто зашкаливает. Мне кажется, что для полного восприятия района, в нем необходимо совершать восхождения или, что еще лучше, посетить район в рамках спортивного похода. Если поход и восхождение совмещены – то это самый оптимальный вариант. Этим летом, здесь в районе Балторо, горные туристы МАИ под руководством Сергея Романенкова сходили в поход 6 к.с. с восхождением на Скил Брум (7410м) и Гашебрум 2 (8035м). Остается только позавидовать ребятам, их моральным и физическим силам, возрасту и порадоваться за них. Мой вариант – классический трек с портерами и некоторым излишним сервисом, но и он впечатлил.

ПРИЛЕТ В ИСЛАМАБАД. Здесь влажно и жарко, очевидно этот город попадает в зону влияния муссонов. Находиться на улице из-за такого климата не очень хочется. Часовой перелет в Скарду (столица провинции Балтистан, место старта большинства экспедиций и треков, небольшой город на берегу Инд). Самолет пролетает мимо Нанга- Парбата (8125 м). В Скарду типичный среднеазиатский климат, сухо и жарко, по сравнению с Исламабадом просто очень комфортно. Отсюда на ретро джипах до деревни Асколе, вначале немного асфальта, а потом грунтовка.

ТРЕК НАЧИНАЕТСЯ ОТ АСКОЛЕ. Дальше, до финиша в деревне Хуше, населенных пунктов и лоджий (как в Непале) нет. Хотя в точках стоянок подготовлены места под палатки, и они более или менее оборудованы туалетами. Первые два дня и заключительные полтора трек идет по тропе, весь остальной участок маршрута проходит по ледникам. Ледники, конечно, в основном на маршруте зачехлены камнями, но это ледники и тропа на них весьма условная. Погода переменчивая и разнообразная, за две недели трека чистое безоблачное небо было считанные часы. Но было достаточно тепло, говорят, что этот сезон был аномально теплым. Тем не менее, несмотря на переменчивость погоды и ее капризы, удалось увидеть в той или иной мере все знаковые вершины: Башни Транго и Ули Биахо, Машербрум, Мустаг Тауэр, Лайла, Гашебрум 4 и все четыре восьмитысячника, расположенные в верховьях ледника Балторо – Гашербрум 1 и 2 (8068м и 8035м), Броуд пик (8047м) и К2 (8611м). Трек начинается с высоты примерно 3000м и заканчивается на той же высоте, перевал Гондогора Ла – 5680м. Набор и сброс высоты на протяжении всего трека очень плавный, исключая подъем и спуск на перевале. Групп ходит относительно немного (существенно меньше, чем в Кхумбу в районе Эвереста). До Конкордии (это знаковое место на леднике Балторо) помимо портеров ходят еще караваны мулов. Есть удивившая и несколько шокировавшая особенность местного сервиса, портеры несут с собой живых кур и ведут своим ходом коз. Вся эта живность, по мере движения, превращается в еду для туристов и портеров. Прямо над Конкордией возвышается пирамида Гашербрум 4 (7952м). Ледник Балторо здесь делится на две ветви, левая проходит под Броуд пиком к подножью К2, а правая к группе вершин Балторо Кангри и Гашербрумам. Отсюда ходят в базовый лагерь К2. При выходе из Конкордии в направлении перевала уменьшается количество портеров, сокращается сервис.

Путь на перевал начинается по правой ветви ледника Балторо, но довольно быстро сворачивает на ее приток. Для прохождения перевала необходимо снаряжение (система, самостраховка, карабины, кошки или ледоходы). Перевал провешен стационарными перилами. Выглядит он угрожающе, но на самом деле все не так страшно. На подъеме это достаточно крутой снежный склон, 400 метров перил, правда на гребне над линией движения висят карнизы. Спуск еще более крутой, вначале по снегу, затем по скально-конгломератному склону. По окончании перил на спуске идет достаточно неприятный траверс по конгломерату с участками снега и льда. Портеры проходят этот перевал без снаряжения, единственное их снаряжение – это надетые поверх кроссовок или полуботинок, в которых они идут трек, носки. Эти носки заменяют им кошки (обеспечивают сцепление со снегом и фирном ну и, наверное, в какой-то степени согревают ноги) Зато, когда заканчиваются все неприятные места на спуске, везде валяются порванные носки.

На перевал выходят ночью и на седловине мы оказались в сумерках. Были прекрасно видны на фоне звездного неба все четыре восьмитысячника, но на фотоаппарат их снять не удалось. Есть только кадр с айфона, снятый в режиме ночной съемки. Рассвет наступил на спуске с перевала. Прямо перед нами над ледником остроконечный пик Лайла (6096м).

Долина Хуше, куда мы спустились, в отличии от Балторо, намного зеленее. В карманах ледников очень много цветов, ниже по долине много деревьев. Из лагеря, в который спускаешься после перевала, до деревни Хуше, где заканчивается трек, полтора дня ходу. С окраины Хуше открывается вид на Машербрум (7821м), его мы видели и с ледника Балторо тоже. Из этой деревни на джипах возвращаемся в Скарду, а оттуда в Исламабад.

Раньше неоднократно читал, что пакистанцы угрюмые и неприветливые люди, но нигде, ни в Скарду, ни в Асколе и Хуше, ни на треке, не сталкивался с негативом со стороны местных жителей и портеров, напротив они часто улыбаются и приветливы, хотя труд тех же портеров очень тяжел.

Очень часто бывает, что анонс, которым сопровождается описание трека, намного красочнее и интереснее, чем сам трек. В данном случае это совсем не так. Впечатления от трека превысили ожидания от него. Очень хочется побывать в Каракоруме еще раз.