Цикл Колба – это модель обучения, которая основана на принципе поэтапного формирования умственных действий обучаемого. Принципиальное отличие этой модели заключается в том, что она разработана именно для обучения взрослых людей, которые уже имеют личный опыт в изучении объектов и при этом обладают более устойчивой и выраженной мотивацией к обучению.
Автором модели является специалист по психологии обучения взрослых Дэвид Колб (David A. Kolb). По его мнению, процесс обучения представляет собой цикл или своеобразную спираль. Это своего рода цикл накопления личного опыта, в дальнейшем — обдумывания и размышления, и в итоге — действия. По мнению Девида Колба процесс обучения – это своеобразная спираль, главные этапы который составляют накопление личного опыта, его обдумывание, и последующее действие, которое является результатом.
Цикл Колба предполагает следующие этапы обучения:
- Конкретный опыт (КО). Данный этап предполагает наличие у человека некоторого личного, конкретного опыта в том аспекте, который он планирует изучить.
- Мыслительные наблюдения (МН). Данный этап предполагает обдумывание, анализ тех исходных знаний, которые есть у человека.
- Абстрактная концептуализация (АК). В данном этапе происходит обобщение полученной информации и построение конкретной модели. Именно в этом периоде тренинга происходит генерация новых идей, выстраивание взаимосвязей между явлениями и добавления информации о закономерностях в изучаемой теме.
- Активное экспериментирование (АЭ). Это завершающий этап, в ходе которого созданная модель или концепция проверяется на практике, обучаемый проверяет ее эффективность и практичность.
Какие активности и техники можно использовать на каждом из этапов для построения группового коучинг-тренинга:
- Опыт: презентация по теме, коучинговые вопросы, ретроспектива (обратная связь), схемы, визуализация, ранжирование, шкалирование, колесо баланса.
- Анализ: публичное выступление, декомпозиция колеса баланса, МАК-карты (состояние), Т-игра, SWOT-анализ и др.
- Теория (новые концепции): генерация идей, мозговой штурм, техника "Три стула", Декартовы координаты, и др.
- Практика (отработка): имитация реальной деятельности, карта цели, шаги.
Когда нужен коучинг-тренинг?
Интенсивный краткосрочный коуч-тренинг максимально эффективен в ситуациях, когда требуется достаточно быстро изменить ситуацию, в которой существующего уровня подготовленности персонала уже недостаточно.
При этом нужно обучить персонал, выработать необходимые для успешной деятельности навыки.
Коучинг-тренинг целесообразно проводить, если необходимо:
- получить согласованное видение командой будущего организации;
- разработать программу его достижения;
- включить персонал в действия по ее реализации, в том числе связанные с изменениями деятельности;
- уменьшить эффект от сопротивления изменениям со стороны сотрудников;
- повысить отдачу и личностную заинтересованность персонала в решении организационных задач и проблем;
- расширить круг перспектив и возможностей.
Текст написан в связи с подготовкой к итоговому экзамену по программе профессиональной переподготовки "Системное психологическое бизнес-консультирование и профессиональный коучинг" (экзаменационный вопрос 35 из 75). Актуально для РУДН и МИП. При написании используется рекомендованная литература и (или) методические материалы, выданные в рамках учебы.
- Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там я публикую больше личных наблюдений и практических моментов: Какой у вас запрос?
- Если вы хотите попробовать индивидуальную работу с моим сопровождением, то запись осуществляется через мой календарь.