Найти тему
Авто-маньяк

Мы сами виноваты в появлении задиров в цилиндрах. Какие ошибки к этому приводят?

Задиры на стенках цилиндров — одна из самых неприятных и дорогих в ремонте проблем, с которой может столкнуться владелец автомобиля. Современные двигатели, несмотря на высокую технологичность и материалы, склонны к подобным повреждениям. Виноваты ли в этом производители? Да и нет. Здесь можно употребить такую назойливую для многих фразу: Не всё так однозначно. И на самом деле это так и есть.

В большинстве случаев причина задиров кроется в неправильной эксплуатации мотора. Давайте разберёмся, что именно приводит к такой поломке, как её предотвратить и почему ответственность часто лежит на водителе.

Причины появления задиров в цилиндрах

Для начала стоит отметить, что цилиндры современных двигателей изготавливаются из разных материалов, начиная от чугуна и заканчивая лёгкими алюминиевыми сплавами с тонким слоем гальванического покрытия, чаще всего на основе никеля и кремния (например, технология Nikasil). Это делается для того, чтобы снизить вес двигателя и улучшить теплопередачу. Однако такая конструкция требует высокой точности в работе, а любые отклонения могут привести к серьёзным последствиям.

В независимости от того, из чего изготовлены цилиндры в современном двигателе, существует несколько основных причин, почему на их стенках появляются задиры.

1. Масляное голодание

Это, пожалуй, самая распространённая причина. Масляная плёнка, образуемая на стенках цилиндров, служит естественной защитой от трения между поршнем и цилиндром. Если эта плёнка нарушается, детали начинают тереться друг о друга, что приводит к перегреву и появлению задиров. Масляное голодание может возникнуть по нескольким причинам:

  • Низкий уровень масла. Водители нередко забывают проверять уровень масла в двигателе. Современные моторы, особенно с турбонаддувом, требуют большего количества масла из-за более высоких температур работы. Недостаток масла — это прямой путь к задирам.
  • Неисправный масляный насос. Если насос не создаёт достаточного давления, масло не будет поступать в нужные зоны двигателя
  • Использование некачественного или неподходящего масла. Масло должно соответствовать спецификациям производителя. Его вязкость и температурные характеристики имеют огромное значение, особенно в высокооборотистых двигателях. Неправильное масло быстрее теряет свои свойства, не обеспечивая достаточную защиту.

2. Перегрев двигателя

Повышенные температуры приводят к расширению металла, что может нарушить зазор между поршнем и цилиндром. Если зазор слишком мал, поршень начинает касаться стенок цилиндра с большей силой, чем задумано, что неминуемо приводит к задирам в цилиндрах, а также дефектам наружной части поршней.

-2

Перегрев чаще всего происходит по следующим причинам:

  • Неправильной работы системы охлаждения. Засоренные радиаторы, неработающие вентиляторы или недостаток охлаждающей жидкости — всё это ведёт к перегреву.
  • Турбонаддув и повышенные нагрузки. Водители, которые часто эксплуатируют свои автомобили на максимальных оборотах, должны понимать, что перегрев может случиться внезапно. Особенно это актуально для турбированных моторов, где нагрузка на систему охлаждения повышена в разы.

3. Механические примеси в масле

Другая важная причина — это попадание мелких частиц в масло. Они могут быть изношенными частями двигателя или внешними загрязнениями. Когда масло загрязняется твёрдыми частицами, оно перестаёт выполнять свою смазывающую функцию и превращается в абразив, который начинает буквально "шлифовать" стенки цилиндров. Это может произойти из-за:

  • Использования низкокачественного фильтра. Если фильтр не справляется со своей задачей, загрязнения быстро попадают в систему смазки.
  • Несвоевременной замены масла. Срок службы масла напрямую зависит от его состава и условий эксплуатации. Водители, игнорирующие замену масла в установленные сроки, рискуют столкнуться с серьёзными последствиями.

4. Нарушение режима работы двигателя

Существует миф, что современные двигатели не нуждаются в "прогреве" перед поездкой. Однако резкий старт на непрогретом моторе также может стать причиной появления задиров. Пока двигатель холодный, все его компоненты не достигли рабочих температур, и масло ещё не успело создать необходимую защитную плёнку. Сильное увеличение нагрузки в этот момент чревато увеличенным износом цилиндров.

Кроме того, постоянные резкие ускорения, спортивный стиль вождения или буксировка тяжелых грузов без подготовки двигателя приводят к быстрому перегреву и износу деталей. Важно понимать, что мотор, даже самый современный и технологичный, имеет свои пределы "прочности" и выносливости.

Вина водителя: кто действительно виноват?

Многие водители, сталкиваясь с задирами в цилиндрах, спешат обвинить производителя двигателя. Этим грешат и владельцы Hyundai, часто сталкивающиеся с подобными бедами, и Ваг-оводы, и даже любители отечественного автопрома. Однако, если посмотреть на причины более детально, станет ясно, что именно неправильная эксплуатация приводит к столь серьёзным повреждениям. Вот основные ошибки водителей:

  • Невнимание к уровню масла. Этот аспект игнорируют очень многие, особенно те, кто полагается исключительно на датчики на панели приборов. Однако эти датчики могут не всегда предупреждать о минимальных отклонениях уровня масла.
  • Экономия на масле и фильтрах. Применение дешёвых аналогов или масел, не рекомендованных производителем, часто приводит к снижению эффективности смазки и, как следствие, к задорам.
  • Резкий стиль вождения на холодном двигателе. Сложно удержаться от быстрых ускорений, но именно они губительны для двигателя в первые минуты работы.
-3

Как предотвратить задиры?

Чтобы не столкнуться с такой проблемой, достаточно следовать нескольким простым рекомендациям:

  1. Регулярно проверяйте уровень масла. Делайте это хотя бы раз в две недели или перед длинными поездками.
  2. Используйте только качественные масла и фильтры, рекомендованные производителем вашего автомобиля.
  3. Не перегревайте двигатель. Если вы чувствуете, что мотор начинает работать на пределе, а стрелка температуры охлаждающей жидкости прямо вам об этом намекает, не стоит продолжать движение, остановитесь, дайте ему остыть.
  4. Избегайте экстремальных нагрузок на холодном двигателе. Прогревайте двигатель хотя бы 2-3 минуты перед началом движения. Экологичность это конечно важно, но хотите ли вы в угоду экологическим стандартам и нормам выбрасывать свой двигатель на свалку?
  5. Следите за системой охлаждения. Не забывайте проверять состояние радиаторов и уровень охлаждающей жидкости.

Заключение

Задиры на стенках цилиндров — серьёзная и дорогостоящая проблема, требующая замены или капитального ремонта двигателя. В большинстве случаев причины её появления связаны с неправильной эксплуатацией автомобиля.

Водитель, который не следит за уровнем масла, экономит на расходных материалах и перегревает двигатель, сам становится причиной выхода двигателя из строя. Чтобы избежать подобных неприятностей, важно не только соблюдать рекомендации производителя, но и внимательнее относиться к состоянию своего автомобиля.

Буду благодарен каждому, кто поддержит канал лайком и подпиской, всем удачи на дорогах и до новых встреч.