"Раньше только я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!" — сказала Варвара Морозова своему сыну Арсению, когда он построил дом на улице Воздвиженка.
На улице Воздвиженка притаилось здание, приковывающее взгляды жителей и гостей столицы — особняк Арсения Морозова, спроектированный русским архитектором Виктором Мазыриным.
Сегодня мы расскажем, как многие здания, непонятые в свой век, стали центром архитектуры конца XX — XXI веков, и начнем с особняка Арсения Морозова. Этот дом был построен под впечатлением поездки на Средиземное море. По пути от Испании до Португалии два друга — Арсений и Виктор — как и все туристы во все времена, посещали самые знаковые места средиземноморских стран, и одними из них стали Дворец Пена и Регалейра.
Ну кто из нас, возвращаясь из других стран, особенно с поездок, как говорили раньше, "на воды", не смаковал ощущение: "Все, решено! Меняю жизнь! Уезжаю жить на море, в теплые страны, буду есть фрукты, пить вино и каждый день плавать в море!"
Вот и герои нашей истории, оставшись в полном восторге от теплых ласковых ветров, яркого солнца, прозрачной воды цвета лазури и уникальной архитектуры, вернувшись в Россию, решили привнести частичку теплых стран и роскоши на улицы Москвы.
"Я построю себе дворец!" — предположительно, сказал Арсений Виктору, — "А ты его спроектируешь!" Виктор, будучи творцом, как и все архитекторы, взялся за эту идею и, конечно, построил.
Вычурное, яркое, крайне необычное для русской архитектуры тех лет, здание было построено в смешении нескольких архитектурных стилей: неомавританском, модерне и эклектике. Это сооружение было категорически непонято современниками. Арсения называли дураком и сумасшедшим. Особенно его семья, известные меценаты и здравомыслящие члены русского общества были разочарованы поступком «младшенького». Арсений в целом всегда слыл мотом и кутилой, на которого особо не надеялись. Только мать Арсения, Варвара Алексеевна, всегда выделяла своего младшего сына; именно она подарила ему эту землю. Но после постройки даже Варвара Алексеевна в сердцах назвала его дураком, выставившим себя на посмешище всей Москвы.
Разговоры вокруг строительства нашли отражение в романе Л. Н. Толстого «Воскресение»: князь Нехлюдов, проезжая по Волхонке, размышляет о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку», имея в виду затею Арсения Морозова.
На нападки газет и света Арсений не обращал особого внимания, а своим братьям, которые славились коллекциями картин и меценатством, говорил: «Где будут ваши картины через 100 лет? А мой дом будет стоять». И оказался прав. Устраивая всевозможные развлекательные вечера, проще говоря, «кутеж», в особняке собирались все сливки того времени.
Его русский дворец Пене пережил революции и войны. Он принадлежал анархистам, был театром, при котором проживал Сергей Есенин. Внутренняя отделка помещений также отражала широкий разброс интересов хозяина: там был и «Рыцарский зал», гостиная в стиле псевдоготики, еще одна гостиная в стиле ампир, будуар для супруги в барочном стиле. Были комнаты в китайском и арабском стилях. Ну и, конечно, какая элитная недвижимость без сада — обязательно был организован висячий сад.
Сегодня, в 2024 году, дом по-прежнему стоит, и чаще о нем можно услышать положительные, хвалебные фразы о его красоте, необычности и уникальности. Лично мы благодарны Арсению и Виктору за этот в свое время «безумный» и смелый поступок, который подарил нашей стране такой отличный образец архитектурной мысли и смелости.
Как вам этот дом? Делитесь мнением в комментариях!