Тут на сцену философского процесса выходит Сократ – сын Софрониска. В классическом изложении истории философии он является фигурой рубежной, именно им, или его учеником Платоном (а Сократ не писал работ – он был "устным" философом) были сформулированы те вопросы, на которые до сих пор отвечает западная философия.
Сократ был истинным афинским гражданином – он участвовал в войне и принимал активное участие в демократическом процессе, в том числе, как судья в афинском народном собрании.
Методом Сократа в философии был античный диалектический метод. Сократ полагал, что он ничему и никого не учит – он лишь беседовал с людьми и задавал им вопросы. Он считал, что у каждого человека есть свои представления о различных вопросах – таких как благо, красота, истина и т.д. Сократ считал, что человек знает ответы на эти вопросы, но их нужно только навести на нужные ответы, заставить их вспомнить о имеющимся у них знании. Сократ говорил, что он подобно своей матери занимается повивальным искусством, помогая мужам разрешаться знанием. Возможно это было, в силу убеждения Сократа, что все знание (о должном, прекрасном, правильном и т.д) уже содержится в человеке, и ему нужно лишь вспомнить эти истины, что и достигалось благодаря сократовскому вопросному методу.
Всю свою зрелую жизнь Сократ проводил на улицах в беседах. Он не учил прикладным вещам и в отличии от софистов, которых он критиковал, он не брал за это плату. Взгляды Сократа дошли до меня благодаря двум его ученика – Платону и Ксенофонту.
Сократ был привлечен к суду по двум обвинениям – в развращении юношества (якобы он прививал им дурные идеи) и в введении новых богов, то есть в не почитании истинных божеств. Этот суд доходит до нас благодаря трудам Платона и Ксенофонта с одинаковым названием – «Апология Сократа». Сократ использует на суде всю свою диалектику, но не сумел убедить суд, который вынес ему обвинительный приговор.
После обвинительного приговора Сократу было предложено самому предложить себе наказание. Ироничный Сократ не предложил ожидаемый собранием приговор – изгнание. Он заявил, что за его дела он достоин обеда в Пританеи за государственный счет, или же штраф в размере нескольких мин. Суд возмутился и приговорил Сократа к смерти.
В своей «Апологии» Платон устами Сократа выводит идею о том, что грех это не изъян души, а лишь результат незнания – никто не грешит сознательно. Грех – это ошибка разума, а не изъян воли. Другое раннее произведение Платона, относящееся к последним дням Сократа – это «Евтифрон». В этом произведении рассказывается о человеке – Евтифроне, который подал в суд на собственного отца за «неугодное богам деяние». Сократ доказывает, что благочестие это не следование воле богов, а соответствие истины. Евтифрон не понимает, что такое истина и блуждает, выдавая ошибочные мнения на счет благочестия. В конечном счете он просто уходит от беседы. Даже в ситуации, когда Сократ сам привлечен к суду, он продолжает свою философскую деятельность.
Следующий платоновский диалог из этого цикла – это «Критон». Сократ заключен в тюрьму в ожидании казни, которая откладывается в связи с религиозными обстоятельствами. Судьи как бы дают возможность Сократу бежать и его друзья, во главе с Критоном так же предлагают ему бежать, что сделать совсем несложно. Но Сократ отказывается, упирая на то, что он рожден и как личность состоялся благодаря Афинским законам. Таким образом Сократ говорит, что ему негоже, на склоне лет восставать против порядка и Закона. Правда, по мнению Сократа заключена в самом законе. Законы, принятые народом, должны быть уважаемы. Таким образом, Сократ отказывается бежать.
Последним диалогом, описывающий последние часы Сократа – это «Федон», сильнейший диалог из этого цикла. Казнь, назначенная Сократу – это чаша яда, которую он должен был испить. В последний день Сократ ведет беседы с пришедшими к нему друзьями и учениками. Сократ объясняет им почему он не переживает и не боится смерти. Тайна его спокойствия заключается в том, что он верит в бессмертие души.
Спасибо за внимание!