Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Кризисы в карьере

Кризис – это сложное переходное состояние, возникающее в условиях невозможности жить как прежде и незнания, как жить дальше, связанное с мучительным переживанием своего нового “Я” (Э.Ф. Зеер)

Стадии кризиса:

  1. Ускорение событий
  2. Дезорганизация
  3. Поворотная точка
  4. Реорганизация
  5. Восстановление

Лиминальный период (внутри стадии дезорганизации) — это субъективно переживаемый разрыв в непрерывно длящемся потоке жизненного опыта человека, связанный с осознанием смысловой завершенности одного этапа жизни и пока еще не наступления нового этапа.

Признаки кризиса:

  • Потеря смысла
  • Старые стратегии и старые мотивы не дают желаемого результата
  • Отсутствие идей куда двигаться дальше, незнание что именно нужно сделать
  • Потеря уверенности
  • Потеря энергии
  • Изменения в отношениях с коллегами / окружением
  • Отсутствует развитие
  • Вынужденность изменений

Какие бывают карьерные кризисы:

  1. Кризис профессиональной ориентации (16-17 лет)
  2. Кризис профессионального выбора (19-21 год)
  3. Кризис профессиональной адаптации (1-3 года– первичная адаптации / 0,5 года - вторичная)
  4. Кризис профессионального роста (30 – 33 года, или после 5 лет работы)
  5. Кризис профессиональной карьеры (38 -40 лет, вторичная профессиональная социализация)
  6. Кризис профессиональной самоактуализации (48 -50 лет, стадия мастерства)
  7. Кризис утраты профессиональной деятельности (55 -58 лет, стадия утраты профессии)

А теперь некоторые рекомендации, на чем сфокусироваться для разрешения кризисной ситуации:

Кризис профессиональной ориентации (16-17 лет)

На чем фокусироваться:

  • Определить реальную проблему профессионального самоопределения
  • Конкретизировать желаемую цель и долгосрочные последствия ее реализации (заглянуть в будущее)
  • Вывести на осознанный уровень понимание своих сильных сторон и интересов
  • Помочь оценить плюсы, минусы и риски возможных сценариев

Кризис профессионального выбора (19-21 год)

На чем фокусироваться:

  • Связь происходящего в учебной деятельности с целями (внутренняя мотивация)
  • Адаптация к новому формату жизни с опорой на сильные стороны
  • Помощь в самопрезентации себя в профессиональном поле (анализ и упаковка опыта и сильных сторон)
  • Коррекция профессионального самоопределения (при компромиссном выборе профессии)
  • Выбор (уйти или продолжить учебу)
  • Поиск профессионального поля для реализации себя (при окончании учебного заведения)

Кризис профессиональной адаптации (1-3 года– первичная адаптации / 0,5 года - вторичная)

На чем фокусироваться:

  • Осознание / формирование большой профессиональной цели
  • Связь текущей деятельности в данной компании с личными ценностями
  • Активация профессиональных усилий с опорой на потенциал
  • Расстановка приоритетов в списке личных и профессиональных мотивов

Кризис профессионального роста (30 – 33 года, или после 5 лет работы)

На чем фокусироваться:

  • Уточнение личных критериев профессионального успеха
  • Коррекция «большой цели» или установление связи с ней
  • Исследование и активация потенциала (что поможет реализовать прорыв в развитии)
  • Помощь в проблеме выбора (уйти или остаться в компании или профессиональной сфере)
  • Помощь в выборе направления дальнейшего развития (вариантов обучения, компании, профессиональной сферы)

Кризис профессиональной карьеры (38 -40 лет, вторичная профессиональная социализация)

На чем фокусироваться:

  • Новая карьерная цель на уровне миссии
  • Определение элементов аутентичной карьеры и уникального стиля деятельности
  • Благодарность прошлому
  • Совершенствование в профессиональной деятельности
  • Выбор направления дальнейшего развития (вариантов обучения, компании, профессиональной сферы)
  • Освоение новой специальности

Кризис профессиональной самоактуализации (48 -50 лет, стадия мастерства)

На чем фокусироваться:

  • Преодоление барьеров: внешних и внутренних
  • Работа со страхами
  • Поиск ресурсов для преодоления кризиса и возможного «перезапуска» карьеры
  • Выбор вариантов «сверхнормативной» активности

Кризис утраты профессиональной деятельности (55 -58 лет, стадия утраты профессии)

На чем фокусироваться:

  • Диагностика актуальности имеющихся ресурсов
  • Осознание уникального опыта
  • Выбор направления дальнейшего движения
  • Принятие возрастных ограничений

Думаю, вы знаете, что в китайском языке слово "кризис" (危机 wēijī) состоит из двух иероглифов, означающих "опасность" и "возможность". Это отражает понимание кризиса как ситуации, содержащей в себе как угрозы, так и новые возможности.

Ваш психолог,

Денис

Автор: Денис Гречишников
Психолог, Супервизор, КПТ РЭПТ консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru