Кризис – это сложное переходное состояние, возникающее в условиях невозможности жить как прежде и незнания, как жить дальше, связанное с мучительным переживанием своего нового “Я” (Э.Ф. Зеер)
Стадии кризиса:
- Ускорение событий
- Дезорганизация
- Поворотная точка
- Реорганизация
- Восстановление
Лиминальный период (внутри стадии дезорганизации) — это субъективно переживаемый разрыв в непрерывно длящемся потоке жизненного опыта человека, связанный с осознанием смысловой завершенности одного этапа жизни и пока еще не наступления нового этапа.
Признаки кризиса:
- Потеря смысла
- Старые стратегии и старые мотивы не дают желаемого результата
- Отсутствие идей куда двигаться дальше, незнание что именно нужно сделать
- Потеря уверенности
- Потеря энергии
- Изменения в отношениях с коллегами / окружением
- Отсутствует развитие
- Вынужденность изменений
Какие бывают карьерные кризисы:
- Кризис профессиональной ориентации (16-17 лет)
- Кризис профессионального выбора (19-21 год)
- Кризис профессиональной адаптации (1-3 года– первичная адаптации / 0,5 года - вторичная)
- Кризис профессионального роста (30 – 33 года, или после 5 лет работы)
- Кризис профессиональной карьеры (38 -40 лет, вторичная профессиональная социализация)
- Кризис профессиональной самоактуализации (48 -50 лет, стадия мастерства)
- Кризис утраты профессиональной деятельности (55 -58 лет, стадия утраты профессии)
А теперь некоторые рекомендации, на чем сфокусироваться для разрешения кризисной ситуации:
Кризис профессиональной ориентации (16-17 лет)
На чем фокусироваться:
- Определить реальную проблему профессионального самоопределения
- Конкретизировать желаемую цель и долгосрочные последствия ее реализации (заглянуть в будущее)
- Вывести на осознанный уровень понимание своих сильных сторон и интересов
- Помочь оценить плюсы, минусы и риски возможных сценариев
Кризис профессионального выбора (19-21 год)
На чем фокусироваться:
- Связь происходящего в учебной деятельности с целями (внутренняя мотивация)
- Адаптация к новому формату жизни с опорой на сильные стороны
- Помощь в самопрезентации себя в профессиональном поле (анализ и упаковка опыта и сильных сторон)
- Коррекция профессионального самоопределения (при компромиссном выборе профессии)
- Выбор (уйти или продолжить учебу)
- Поиск профессионального поля для реализации себя (при окончании учебного заведения)
Кризис профессиональной адаптации (1-3 года– первичная адаптации / 0,5 года - вторичная)
На чем фокусироваться:
- Осознание / формирование большой профессиональной цели
- Связь текущей деятельности в данной компании с личными ценностями
- Активация профессиональных усилий с опорой на потенциал
- Расстановка приоритетов в списке личных и профессиональных мотивов
Кризис профессионального роста (30 – 33 года, или после 5 лет работы)
На чем фокусироваться:
- Уточнение личных критериев профессионального успеха
- Коррекция «большой цели» или установление связи с ней
- Исследование и активация потенциала (что поможет реализовать прорыв в развитии)
- Помощь в проблеме выбора (уйти или остаться в компании или профессиональной сфере)
- Помощь в выборе направления дальнейшего развития (вариантов обучения, компании, профессиональной сферы)
Кризис профессиональной карьеры (38 -40 лет, вторичная профессиональная социализация)
На чем фокусироваться:
- Новая карьерная цель на уровне миссии
- Определение элементов аутентичной карьеры и уникального стиля деятельности
- Благодарность прошлому
- Совершенствование в профессиональной деятельности
- Выбор направления дальнейшего развития (вариантов обучения, компании, профессиональной сферы)
- Освоение новой специальности
Кризис профессиональной самоактуализации (48 -50 лет, стадия мастерства)
На чем фокусироваться:
- Преодоление барьеров: внешних и внутренних
- Работа со страхами
- Поиск ресурсов для преодоления кризиса и возможного «перезапуска» карьеры
- Выбор вариантов «сверхнормативной» активности
Кризис утраты профессиональной деятельности (55 -58 лет, стадия утраты профессии)
На чем фокусироваться:
- Диагностика актуальности имеющихся ресурсов
- Осознание уникального опыта
- Выбор направления дальнейшего движения
- Принятие возрастных ограничений
Думаю, вы знаете, что в китайском языке слово "кризис" (危机 wēijī) состоит из двух иероглифов, означающих "опасность" и "возможность". Это отражает понимание кризиса как ситуации, содержащей в себе как угрозы, так и новые возможности.
Ваш психолог,
Автор: Денис Гречишников
Психолог, Супервизор, КПТ РЭПТ консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru