Добрый день! Уважаемые читатели!
Ранее в статье «Основная проблема притока МИГРАНТОВ в Россию» я указывал на то, что у «не граждан» права, предусмотренные Конституцией РФ, практически полностью совпадают с правами граждан РФ (https://dzen.ru/a/ZukZaXXCik5zjWr0?share_to=link).
В данной статье хочу обратить Ваше внимание на давно образовавшуюся проблему, связанную с правами на обращение людей в органы исполнительной власти.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Мне не понятно, почему у них такое право имеется наравне с гражданами, ведь мигранты, люди приехавшие в нашу страну на временные заработки были приглашены гражданином или организацией, которая несет за них ответственность и должна представлять, по логике, их интересны, в том числе и в части обращений в органы государственной власти.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
То есть Закон № 59-ФЗ подразумевает, что люди будут писать в органы государственной власти только обращения, в которых будут указаны только достоверные сведения, которые не нарушают права и интересы других лиц.
Кроме того, согласно п. 3 ст. Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. А значит человек имеет право на неограниченное количество обращений в один или несколько органов государственной власти.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своем обращении в письменной форме в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет обращение в письменной форме, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. То есть указывает минимум информации о себе. Сделано это для удобства людей, чтобы человек не сидел переписывал множество реквизитов документов, удостоверяющих личность.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Все обращения, поступившие в государственный орган власти, должны быть рассмотрены и на них должен быть дан полный и всесторонний ответ в течении 30 дней с возможностью продления еще на 30 дней, но в этом случае человек об этом должен быть уведомлен (п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Ответ на обращение не дается в случае если: в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес (адрес электронной почты); текст письменного обращения и реквизиты гражданина, направившего обращение, не поддается прочтению (п. 1, 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Ответ на обращение не дается по существу, однако гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать такой ответ если: при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; текст письменного обращения не позволяет определить суть вопроса; текст письменного обращения содержит вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями; ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (п.3, 4.1, 5, 6 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Таким образом, любой человек в нашей стране имеет право на подачу в неограниченном количестве обращений в органы государственной власти бесплатно, с указанием минимума информации о себе (возможно и не достоверной информации), написав при этом все что угодно в обращении. Человеку лишь необходимо соблюсти формальности, связанные с определением компетентности органа государственной власти и соответствия его тексту обращения. И не попасть под статью 306 УК РФ «Заведомо ложный донос» и возможность подачи иска о защите чести, достоинства, деловой.
Из моей практики могу сказать, что очень много (20-30% от общего количества) обращений не несут никакой полезной информации, а лишь содержат общие слова или информация, указанная в обращении, не подтверждается. К сожалению, у нас в стране имеется немалое количество людей с психическими отклонениями, которые на постоянной основе направляют обращения с различными просьбами в различные органы государственной власти, на которые в силу закона должен быть подготовлен ответ.
Кроме того, имеется большое количество аналогичных обращений в органы государственной власти, осуществляющих контроль за деятельностью органов государственной власти и организаций.
В каждом органе государственной власти созданы и постоянно расширяются отделы, управления и департаменты в задачи которых входит только ответы на данные обращения. Хочу пояснить, что в статье речь идет не о запросах, на которые в силу закона имеют право люди (справки из налоговой, выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРН, получение градостроительного плана и тд.). Я обращаю Ваше внимание на огромное количество обращений, которые так или иначе связаны с работой органов государственной власти и подведомственных им учреждений (работа транспорта, ЖКХ, строительство и тд.).
Примерно половина из них не имеют под собой никаких оснований и написаны на эмоциях (где-то идет стройка, шум от которой раздражает или человека прищемили дверью в метро или автобусе и тд.).
На работу по ответам на данные обращения тратится огромное количество времени сотрудников органов государственной власти, заработную плату которым выплачивают из наших с Вами налогов. Ответы на обращения производятся формально, без погружения в проблему целиком, так как время на ответ выделяется мало. Получается работа не ради достижения результата, а профанация.
Поэтому мне кажется пора пересмотреть порядок обращения в государственные органы власти. Все обращения в органы государственной власти, по аналогии порядком подачи искового заявления в суд, в том числе, должны содержать: для гражданина один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения); для организации - наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика; если заявление подается представителем, - также фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование представителя, адрес и один из идентификаторов представителя.
Также необходимо ограничить до минимума права мигрантов на подачу обращений в органы государственной власти. Оставив им права на обращения в правоохранительные органы, а также за получением необходимых им документов.
Кроме того, считаю целесообразным ввести формальную плату за направление обращения (к примеру 50 рублей), чтобы избавить органы государственной власти от направления обращений людей в нестабильном эмоциональном или психическом состоянии, которых, как я писал выше, от общего количества обращений.