Повышение ключевой ставки до 19% и общий настрой Центробанка ставят вопрос о долгосрочных последствиях такой денежно-кредитной политики в России.
Институты развития, такие как Фонд развития промышленности, Фабрика проектного финансирования ВЭБ.РФ и Россельхозбанк, помогают сгладить влияние высокой ключевой ставки на госсектор и стратегические отрасли. До 1 июля льготная ипотека частично смягчала ситуацию для россиян. Однако сейчас масштабные государственные программы для домохозяйств отсутствуют.
По прогнозам, ставки по депозитам могут вырасти до 20-23%, по потребительским кредитам — до 30-45%, а ипотечные ставки — до 22-25%.
Для малообеспеченных слоев населения обслуживание кредитов станет дороже, а это сократит их реальные располагаемые доходы. В то же время наиболее обеспеченные слои населения получат высокий доход от размещения депозитов, а это будет стимулировать их вкладывать еще больше.
Традиционные неолиберальные рецепты предлагают снижать инфляцию за счет растущей ставки рефинансирования. Однако есть и другой взгляд. В 2012 году Оливье Куабьон из Техасского университета и Юрий Городниченко из Калифорнийского университета с соавторами опубликовали статью о влиянии денежно-кредитной политики на неравенство. Они пришли к выводу, что жесткая политика регулятора поддерживает тех, кто делает накопления, и причиняет ущерб тем, кто берет в долг, а это порождает неравенство в потреблении.
Аналогичный эффект политика высоких ставок оказывает на неравенство в доходах. Экономисты говорят, что инфляция сильнее всего бьет по состоятельным домохозяйствам, обесценивая их накопления, и поддерживает бедные домохозяйства, обесценивая их долги.
Чрезмерное увлечение финансовыми спекуляциями, почву для которых создает высокая ставка, уже привело к кризису в 2008-2009 годах в США и появлению движения «Захвати Уолл-стрит», пишет «Октагон».
Информация Центробанка подтверждает выводы американских исследователей, что повышение ключевой ставки влияет на обеспеченных граждан сильнее, чем на бедных. Последние продолжают брать кредиты независимо от их выгодности.
В США также обсуждаются вопросы регулирования социального неравенства. Американский сенатор Элизабет Уоррен предложила поправки к законодательству о Федеральной резервной системе, чтобы предотвратить расовые диспаритеты в занятости, зарплатах, богатстве и доступности кредита.
Центробанк традиционно не признает влияние своей деятельности на социальное неравенство. В мае 2023 года регулятор заявил, что текущий уровень социального расслоения не является значимым фактором для денежно-кредитной политики.
Генри Форд утверждал, что если бы люди знали, как работает банковская система, революция наступила бы раньше завтрашнего дня. Пример Турции показывает, что жесткая денежная политика не всегда эффективна в борьбе с инфляцией. После 14 месяцев отказа от политики низкой ставки и финансовых спекуляций инфляция в Турции составила 51,9% в годовом выражении.
Жесткая денежная политика может стимулировать социальное расслоение и создавать предпосылки для социального взрыва. Это особенно важно в условиях внешних рисков и боевых действий, когда консолидация общества имеет ключевое значение.