Добрый вечер , уважаемые читатели ! Думаю, все вы слышали о том, что 8 сентября на память покровителей брака мучеников Адриана и Наталии состоялась свадьба " православного олигарха" Константина Малофеева и бывшей жены священника Марии Львовой-Беловой ( уполномоченной по правам ребенка ). Эта новость потрясла всю Церковь, да и гражданское общество! Попрание святыни брака в объявленный Президентом год семьи верующими церковными людьми на высоких должностях. Худшего антипримера представить сложно!
Брак Малофеева с бывшей матушкой, тем не менее, не осудил никто из священников-блогеров, кроме иерея Георгия Максимова. Батюшка написал очень информативную статью без излишних эмоций на следующий же день .
Отец Георгий Максимов:
"Это все абсолютно чудовищно, дико и безнравственно. К сожалению, тяжкие греховные падения случаются и обычно я их не комментирую. Но в данном случае речь идет о публичных людях и их публичных действиях, причем людях, которые себя позиционируют как православных христиан и которых многие воспринимали в качестве моральных и в какой-то степени даже духовных ориентиров. Но сейчас они действуют так, словно совершаемое ими зло является чем-то приемлемым и нормальным. Мне сообщили, что они даже дерзают приступать ко причастию в таком состоянии. Запечатленное на видео присутствие кого-то из духовенства на этой прелюбодейной «свадьбе» может дать повод многим думать, что будто бы и Церковь воспринимает грех как что-то нормальное, если его совершают высокопоставленные и богатые люди. Возможно и сами упомянутые лица полагают, что деньги и высокие должности ставят их выше закона Божия.
Поэтому я как священник считаю своим долгом в данном случае напомнить: нет, никто не выше закона Божия. И нет, это не нормально. И Церковь это не признает ничем иным, кроме смертного греха.
Закон Божий гласит для всех: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14).
И даже развод с предыдущими супругами и официальный брак с любовницей/любовником не делает это чем-то морально допустимым и не греховным: «Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Мк. 10:11-12).
К каким последствиям это приведет? Суд Божий: «Блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4).
Как именно Бог осудит за этот грех? Об этом сказано вполне определенно: «Не обманывайтесь: прелюбодеи Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9–10). «Убийц и любодеев… участь в озере, горящем огнем и серою, это - смерть вторая» (Откр. 21:8).
Я не желаю такой участи ни Константину Валерьевичу ни Марии Алексеевне, поэтому напоминаю, что единственная возможность ее избежать - прекратить грех и принести в нем искреннее покаяние. Божественное Откровение относится к прелюбодеянию как к одному из самых мерзких и тяжких грехов, ставя его наравне с убийством. И это действительно убийство предшествующей семьи, моральное убийство того, кто тебя любил и тебе доверял. Это чудовищный удар и крушение мира как для тех, кому изменили, так и для детей. На предательстве и горе четырнадцати близких людей не построишь счастливой семьи. Вот почему прелюбодеяние нередко приносит наказание и горькие последствия даже еще в этой земной жизни: «Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего» (Притч.6:28–29).
***
Протоиерей Андрей Ткачев , который работает на канале Царьград (принадлежит Константину Малофееву) и ведёт передачу "Святая правда", почему-то промолчал.
Но наша задача как Чад Церкви держаться добрых пастырей и изучать чистое учение Церкви , чем мы и займёмся .
Основания для развода
"Но Я говорю вам: кто разводится с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной, прелюбодействует" (Мф 19, 9). Эта заповедь Господа абсолютна. Каноны лишь истекают из нее и толкуют более мягким образом, снисходя к человеческой немощи.
Обратимся к действующим документам нашей Церкви, опубликованным на сайте Московской Патриархии.
"В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», а также Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующие поводы:
а) отпадение одного из супругов от Православия;
б) прелюбодеяние одного из супругов (Мф. 19:9) и противоестественные пороки;
в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
г) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
д) заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;
е) медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;
ж) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
з) злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);
и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
к) надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;
л) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
При наличии одного из перечисленных выше оснований одна из сторон может обратиться к епархиальной власти с просьбой рассмотреть вопрос о признании ее церковного брака утратившим каноническую силу." Эти правила основаны на канонах Церкви, а также на византийском и древнерусском праве.
Для кого возможен второй брак?
В этой статье я не разбираю возможность второго брака для вдовых. Церковь всегда была благосклонна к потерявшим супруга , особенно молодым и в большинстве случаев благословляла второй брак.
Мы знаем, что разрешение на второй брак даётся пострадавшей стороне.
Конечно, мы понимаем, что в разводе так или иначе виновны оба супруга, но все же тот, кто совершил измену, виновен больше. Итак, второй брак в случае развода возможен по канонам только для невиновной стороны.
Хотя кто уже соблюдает это условие? Видя делопроизводство в двух епархиях, могу сказать , что разрешения на повторный брак выдаются как горячие пирожки просто потому, что люди уже заключили или собираются заключить второй брак в ЗАГСе и, собственно говоря , Церковь им не указ. Видите, в документе , изданном в 2017 г. на Архиерейском соборе, эту причину под буквой в) уже сделали условием для расторжения брака . И это сейчас причина номер 1!
До революции развод был практически невозможен. Получить его хотели как правило, дворяне. Но ждать развода у Синода можно было годами, хоть 10 лет! А до этого момента человек должен был или воздерживаться (если не шел на примирение с супругом/ супругой), или, извините, блудить. То есть раньше Церковь практически никогда не разрешала развод!
Константин Малофеев развелся в 2023 году. Скорее всего, этот брак был венчанным. Если предположить, что развод произошел по инициативе жены, то Константин имеет право на второй церковный брак. С кем? С женщиной, не бывшей в браке, вдовой, или той, которую оставил муж. Понятно, что в случае с упомянутой парой, ни одна из этих причин не подходит.
48-й канон святых Апостолов, первое из правил, которые рассматривают ситуацию с разводом верующих супругов:
«Если мирянин, изгнав свою жену, возьмёт иную или отпущенную другим, то да будет отлучён».
Свт. Григорий Нисский (брат свт. Василия Великого, который был женат) пишет об этом: «Человеку дана от Бога одна помощница, и над женою поставлена одна глава. Итак, если кто стяжал себе, по выражению божественного Павла, свой собственный сосуд (1 Фес. 4:4), тому закон естественный предоставляет его праведное употребление. Но если кто обратится не к собственному, такой, без сомнения, похитит чужое. Для всякого чужое есть то, что не есть его собственное… Итак, все незаконное есть уже противозаконное, и берущий несобственное очевидно берет чужое».
Для клириков, то есть священников, диаконов и иподиаконов второй брак невозможен вообще, потому что абсолютная моногамия - это Божий замысел о человеке, и если священник не являет этого идеала, то что тогда?
Получается, что Мария оставила мужа-священника не на основании канонов, а по собственному желанию. В таком случае ей не полагается благословение на вступление во второй брак вообще, но если брать даже снисхождение, то необходимо хотя бы отлучение от Причастия на несколько лет.
При вступлении в третий брак ( раньше он разрешался только для не достигших 40 лет и не имеющих детей) срок епитимии увеличивался.
«О троебрачных и многобрачных мы положили то же правило, какое и о второбрачных, по соразмерности [греха], — пишет свт. Василий Великий. — Второбрачных отлучают на год, а другие на два, троебрачных же на три, а часто и на четыре года (сроки отлучения от Причастия в современной практике сократились во много раз! ), и называют такой союз уже не браком, но многоженством, или, скорее, наказанным блудом. Посему и Господь самарянке, переменившей пять мужей, говорит: тот, которого ныне имеешь, тебе не муж (Ин 4. 18), показывая этим, что переступившие предел второбрачия уже недостойны называться именем мужа или жены. Мы же не от правила, но от последования предшественникам, приняли обычай, троебрачных отлучать на пять лет. Впрочем, не должно совсем заграждать для них вход в Церковь, но удостаивать их слушания Писаний два или три года, а после этого допускать до стояния [в храме], но удерживать от приобщения святыни, и только после этого, показывающих некий плод покаяния, восстанавливать на место общения [допускать до Причастия]». Каноны о повторных браках утверждены на Трулльском (Пято-шестой Вселенский собор, 7 век).
Мы видим, что благословение на второй и третий брак является лишь снисхождением к немощи человека. Если кто-то читал последование венчания для второбрачных, то понимает это. Ибо в тексте их венчания одни покаянные молитвы.
Итак, несмотря на антипримеры "знатных" православных христиан, несмотря на покровительство греха отдельными архиереями, человек, который желает спасения души, должен держаться Евангелия и отцов Церкви и понимать, что развод пред Богом вообще не возможен, возможно лишь оставление своего супружеского креста или попрание благодати через измену. Обеты брака стоят на втором месте после обетов Крещения и помоги нам, Господи, их сохранить!
P. S. Я не смотрела канал Царьград, для меня он слишком политизирован. Но после того , как ведущий Юрий Пронько поздравил своего хозяина Константина Малофеева с бракосочетанием с бывшей женой священника, смотреть "православный патриотический" не буду вообще ни под каким предлогом .