Думая над названием этой статьи, я перебирала слова, пытаюсь выбрать удачное: буллинг, прессинг, травля.
Все они где-то рядом по смыслу, но не отражают на сто процентов ту ситуацию, в которой я однажды оказалась.
Немного предыстории.
Сейчас мне 38 лет. Я взрослая женщина, жена и мама.
Не могу сказать, что на мою жизнь как-то серьезно повлияла эта история. Нет такого, чтобы я о ней вспоминала часто. Только если к слову придется.
Сейчас вот пришлось, так как одно слово, высказанное в мой адрес, и вызвало эти воспоминания.
Сегодня утром у меня состоялся диалог с подписчицей.
Общалась с ней в первый раз и могу допустить, что она недавно подписана на блог. Может и ошибаюсь, но ранее не припомню ее участия в обсуждениях моих статей.
Естественно этот диалог касался наших с ней противоположных мнений.
Не знаю, насколько мы друг друга поняли. Наверное не поняли, так как струна все больше натягивалась)
Но я всегда стараюсь быть искренней. Даже если заявляю какие смелые мысли.
Да, диалог касался моей предыдущей статьи о домашних и детсадовских детях. О том, что детсадовцы раньше учатся самостоятельности и жизни в условиях коллектива. А домашние дети чаше получают повышенную опеку от родственников.
И мой пример со слабохарактерным мужчиной, который вырос из такого вот домашнего и опекаемого ребенка, многим не понравился. Это имеет место быть, так как каждая семья получает свой личный жизненный опыт. И он не обязательно равен опыту других.
Здесь можно долго и много дискутировать, пытаться доказать свое. И вопрос все равно останется открытым.
Кто желает, эту тему можно продолжить здесь и выразить свое мнение:
А я расскажу о своем опыте.
Дело в том, что собеседница назвала мои действия в моем же блоге газлайтингом.
Признаюсь, я впервые услышала такое слово. Ну не попадалось оно мне ни в литературе, ни на слух.
Залезла в интернет и прочитала. Не буду пересказывать, дабы не искажать. Процитирую.
Из Википедии:
Газла́йтинг (от английского названия пьесы "Газовый свет", англ. Gas Light — форма психологического насилия и социального паразитизма; определенные психологические манипуляции, совершаемые с целью выставить жертву «дефективной», ненормальной, либо заставить её саму мучиться и сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности.
Что удивительно для меня, так это слабость вышеприведенных мною терминов "буллинг", "травля", "прессинг" перед этим самым "газовым светом".
Они как бы меркнут. Буллинг и травля для меня звучат как формы агрессии и преследования. Прессинг - это подавление с желанием подчинить своей воле.
Хотя все они где-то рядом и не несут в себе ничего хорошего.
Вряд ли я буду использовать слово "газлайтинг" в своем лексиконе. Как и не буду анализировать посыл девушки-комментатора.
У нас здесь свобода слова, если никто никого не оскорбляет и не унижает.
Психологические манипуляции разного характера мы все испытываем наверное с раннего детства. Ведь всегда есть кто-то сильнее нас и желающий эту силу против нас применить.
Именно об этом я размышляла и мыслями вернулась к своей истории.
Как меня прессинговала учительница.
В школе я училась хорошо. Моя школа в основном пришлась на суровые 90-е годы.
Родители-учителя ходили на работу в долг. То есть зарплату им не платили.
Хорошо, что мамины родные жили в селе и поддерживали нас продуктами с огорода и мясом из личного хозяйства. И бабушка еще высылала часть своей пенсии раз в месяц. 20 гривен. Это чтобы пару раз скромно купить продуктов в магазине.
Время тяжелое, многие испытали его тяготы на своих семьях.
Начиная с середины осени и до конца зимы, мои выходные и каникулярные дни в основном были заняты олимпиадами.
Отличников было мало, а каждый преподаватель обязан был предоставить своих учеников на эти бессмысленные конкурсы.
Кто-то просил поучаствовать, завлекал оценками "автоматом", кто-то шантажировал, кто-то просто ставил перед фактом. Но по всем школьным предметам мне каждый год предстояло пройти этот марафон.
Никаких регалий, подарков или путевок в детские лагеря нам за это не дарили. Иногда учитель от себя мог подарить книгу из личной библиотеки или блокнот. А иногда нас и отчитывали, что плохо решили математику или написали ерунду по биологии. Специально ведь мы не готовились к эти мероприятиям. Да и когда было в таких условиях?
Я и не отказывалась участвовать, воспринимала это как обязанность. Да, мне знакома внутренняя школьная кухня, так как родители всю жизнь посвятили работе в школе. Учителя - такой же админресурс, как и сотрудники других госучреждений.
***
Однажды в пятницу после уроков родители сказали, что на выходные мы едем к бабушке и дедушке. Это 100 км от нас.
Я ответила, что на выходных будет второй тур олимпиады по украинскому языку и литературе. Дина Алексеевна напомнила, что нужно быть обязательно.
Но мама ответила, что вопрос решен - нас ждут родные. Как потом выяснилось, дедушка резал свинью, и мы ехали за мясом и прочим. Это уж если честно и по-простому вам рассказывать.
Все равно каждые выходные мне идти на какую-нибудь олимпиаду. Теперь полгода не выезжать из города что ли?
Мне было 13 лет.
Все что я знала о Дине Алексеевне - это то, что она бывший завуч, заслуженный учитель Крыма и очень авторитарный педагог. Такие люди бывают наверное в единичном экземпляре в свое время. И школу она держала в руках, а не директор, когда была при исполнении.
Ее уважали и слушались беспрекословно и в свое время моя мама немало слез пролила после бесед в кабинете завуча. Не знаю, почему она тогда так спокойно приняла решение уехать и не предупредить об этом заранее.
Я же попала к Дине Алексеевне, когда она оставила свою должность и просто вела часы по своему предмету.
Вела мастерски, ничего не скажешь. Да, о таких учителях и говорят именно - Мастер!
В общем, на олимпиаду я не пришла, а на первом же уроке учитель подняла меня при всем классе и очень строго отчитала.
Назвала предателем, равнодушным человеком, которому плевать на честь класса, школы.
И с такими людьми общих дел иметь не стоит. Я не помню весь ее монолог, так как внутри меня все горело, а слова звучали где-то вокруг, глухо и жестко. Меня обливали лавой и внутри тоже была лава.
В конце она назвала меня по фамилии и приказала сесть. Это очень унизительно было для меня. В том возрасте девочек-отличниц учителя обычно называют ласково по имени. И ты к этому привыкаешь. А в этой ситуации были использованы все негативные формы словесного воздействия.
Дома я дого ничего не рассказывала родителям. Считала, что действительно поступила очень плохо и всех предала. Продалась своей семье за кусок мяса. Так что ли?...
Хотя я просто поехала к бабушке. Даже не знала, что они собираются резать поросенка. Это все взрослые заботы были.
Следующие пару месяцев меня учительница игнорировала, превозносила мою конкурентку - вторую отличницу в классе.
Хвалила ее и ставила в лидеры.
В мой адрес периодически проскальзывали намеки: "серые мыши, которые только исподтишка могут что-то делать", "недостойные доверия", еще какие-то фразы, уже позабытые мною.
Одноклассники наверное и не понимали, а я очень тонко чувствовала, что все это в мой адрес.
Я рассказала дома, когда пыл Дины Алексеевны остыл. Она перестала так негативно относиться ко мне.
Я так же хорошо анализировала литературу, и при опросах быстрее всех поднимала руку.
Она снова начала меня спрашивать и оценивать устные ответы.
На следующий год ситуация изменилась и Дина Алексеевна признала, что я искупила свою вину.
Я не сдалась и превзошла свою конкурентку. Хотя с ней она много занималась дополнительно и готовила к поступлению на украинский филфак.
Для меня же украинский язык был просто предметом, который легко давался.
И если бы такой учитель преподавал точную науку - мне был бы конец. Вполне вероятно, что я не отделалась бы только моральным прессингом. А и лишилась золотой медали.
Когда Дины Алексеевны не стало, я несла венок на ее похоронах вместе со своей близкой подругой. Она тоже училась в моем классе.
Больше никого из одноклассников не было на том мероприятии .
Я никогда не обижалась на нее. Да, было страшно и трудно морально. Но та ситуация наверное первая в моей жизни, когда я не сдалась и просто продолжала делать свое дело.
Внутри я знала, что не желала подставить или обидеть учителя. Она наверное иначе это все восприняла. Откровенно о той ситуации мы так и не поговорили, но в последние два школьных года она меня очень хвалила и всячески поддерживала.
Сейчас подобная история маловероятна. Времена изменились. Никто не будет терпеть и скрывать подобное.
Но я школу вспоминаю с теплом. В ней все равно была своя неповторимая атмосфера.
Всем добра! ❤️